Горбылев Алексей Михайлович. Когти невидимок. Подлинное оружие и снаряжение ниндзя. (Продолжение II).

Глава 5. ПИТАТЕЛЬНЫЕ ПИЛЮЛИ, ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ПРЕПАРАТЫ И ЯДЫ НИНДЗЯ

Согласно данным старинных источников, «невидимкам» из Ига и Кога были известны секреты до 300 снадобий самого различного свойства: лекарственных, отравляющих, тонизирующих, противоядий и т. д. Считается, что лучше всех в этом вопросе разбирались ниндзя из Кога, где издревле население занималось травяными сборами и составлением лекарств. В этой главе мы познакомим читателя с некоторыми рецептами «сухих пайков», лекарств и ядов ниндзя из Ига и Кога.

 

Питательные и жаждоутоляющие пилюли ниндзя

Одно из значений иероглифа «нин», как, вероятно, знает читатель, — «терпеть», «выносить». Рассказывают, что, пробравшись в дом врага, «ночные демоны» порой неделями выжидали удобного случая, чтобы отправить на тот свет свою жертву, так как невыполнение задания чаще всего означало смерть. Как же им удавалось в течение столь долгого срока переносить чувства голода и жажды, ведь даже такой супермен как ниндзя должен был вконец обессилеть за несколько недель вынужденного сидения в какой-нибудь скрюченной позе? А вода? Без воды долго не просидишь. Дело в том, что, отправляясь на задание, ниндзя всегда запасался специальным сухим пайком.

В походный сухой паек ниндзя входили самые разнообразные пилюли. Только в «Бансэнсюкай» приводится около 30 рецептов различных утоляющих голод (кикацу-ган), жажду (суйкацуган), тонизирующих, устраняющих ощущение сухости во рту и т. д. пилюль. Нава Юмио лично проводил испытания таких снадобий, изготовленных в соответствии с предписаниями древних учебников по нин-дзюцу, и в большинстве случаев удалось добиться нужного эффекта, хотя случались и «неполадки»: то ли составляющие брались не те, то ли наставления содержат ошибки. Интересно, что некоторые из этих рецептов японцы использовали во время второй мировой войны при изготовлении сухих пайков для диверсионных отрядов и экипажей боевых кораблей. И зарекомендовали они себя прекрасно: притупляли чувства голода и жажды, снимали усталость. После войны исследования рецептуры ниндзя продолжили японские альпинисты, также нуждавшиеся в калорийном, но очень легком по весу питании, и снова добились успеха.

ХЁРОГАН — «СЪЕСТНАЯ ПИЛЮЛЯ» (ВАРИАНТ 1)

Смешать 30 моммэ муки ячменя (муги), 30 моммэ размолотых в муку рисовых лепешек моти, 10 моммэ растолченного в порошок женьшеня. К смеси добавить меда и японской водки сакэ высшего сорта и все это варить на слабом огне до тех пор, пока не образуется клейкая кашица. Слепить из нее шарик и высушить его. Для полного насыщения в день достаточно съесть два десятка маленьких зернышек.

ХЁРОГАН (ВАРИАНТ 2)

Смешать 2 моммэ женьшеня, 10 моммэ муки моти, 2 моммэ ячменя, 3 моммэ лакричника (солодка гладкая), 1 моммэ имбиря и 10 моммэ желтков куриных яиц. Добавить немного сливовой водки, проварить на слабом огне и слепить пилюлю.

КОСИЦУКЭ ЭММЁГАН — «ПИЛЮЛЯ, ПРОДЛЯЮЩАЯ ЖИЗНЬ И НОСИМАЯ С СОБОЙ»

Смешать 1 моммэ женьшеня, 5 го[25] белого риса, 1 моммэ муки сладкой сосновой коры. Получившуюся смесь залить сакэ высшего качества на три дня. Из кашицы слепить 90 пилюль. Достаточно принимать по 3 пилюли в день в течение 30 дней.

СУЙКАЦУГАН — «ПИЛЮЛЯ, УТОЛЯЮЩАЯ ЖАЖДУ»

Смешать и растолочь в порошок 4 моммэ плодов маринованной сливы (умэбоси), 8 моммэ леденцов-коридзато, 4 моммэ спорыньи (офиопогон японский, бакумондо), залить сакэ высшего сорта и слепить из получившейся массы шарики.

Источники об этой пилюле говорят очень хвалебно: «Когда человек испытывает потребность в воде, [она дает] чудесный эффект». Однако когда пилюлю суйкацуган попробовал изготовить японский исследователь Наканиси Ёситака, у него ничего не вышло.

КИКАЦУГАН — «ПИЛЮЛЯ [ОТ] ЖАЖДЫ»

Смешать и растолочь в порошок 40 моммэ женьшеня, 80 моммэ муки гречихи, 80 моммэ муки пшеницы, 80 моммэ японского ямса (батат), 4 моммэ травы мимигуса (вид мокричника), 40 моммэ муки из перловой крупы, 80 моммэ муки из рисовых лепешек моти и залить все это 2 сё[26] сакэ. Через 2–3 года, когда сакэ полностью высохнет, из оставшейся кашицы скатать колобок размером со стандартный шарик вареного риса нигиримэси. В день достаточно съедать по 3 колобка. «Если примешь 3 зернышка [кикацуган], душевные силы [восполнятся, словно] и не работал», — говорится в «Бансэнсюкай», но эффективность этого снадобья еще не проверена учеными.

НИН-ДЗЮЦУ-ГАИ — «ПИЛЮЛЯ НИН-ДЗЮЦУ»

30 моммэ высушенного моллюска аваби,[27] 30 моммэ ячменя обыкновенного, 30 моммэ высушенного карпа, 15 моммэ плесневых грибов фукурё, 30 моммэ рисовой муки, приготовляемой зимой (кандзараси), 30 моммэ высушенных угрей, 6 моммэ плодов сливы, 30 моммэ сладкой коры живой сосны, 20 моммэ леденцов, 6 моммэ спорыньи растолочь в порошок и смешать, сварить на слабом огне и слепить из полученной кашицы пилюли.

НИН-ДЗЮЦУ СУЙКАЦУГАН — «ПИЛЮЛЯ НИН-ДЗЮЦУ, УТОЛЯЮЩАЯ ЖАЖДУ»

Растолочь в порошок и смешать 4 моммэ лакричника (солодка гладкая), 4 моммэ мяты, 4 моммэ аррорута, 4 моммэ сливы Эмбаку (?), 4 моммэ сливы Тори (?), 12 моммэ плесневых грибов фукурё, 6 моммэ растения цурудокудами.[28] Скатать из полученного вещества шарики диаметром в 3 бу. Принимать по 3 зернышка в день. Источники утверждают, что благодаря этому средству человек не вспомнит о жажде в течение 45 дней.

Если у ниндзя не было с собой воды, и его начинала мучить жажда, он мог проглотить 30 семечек кунжута, и тогда мучения прекращались. Еще можно было положить в рот пахучего травянистого растения аллиума, а его соком смазать ноздри. Этот способ помимо всего прочего помогает согреться зимой.

С целью устранения чувства жажды в рот засовывали и сосали маленькие круглые гладкие камушки, быстро и ритмично покусывали кончик языка или складывали его желобком и втягивали через него воздух.

Лекарства и военно-полевая медицина ниндзя

Знание медицины и фармакологии в тех суровых условиях, в которых приходилось жить ниндзя, имело первостепенное значение. Ранения мечом, стрелами, ножом; падения, сопровождающиеся переломами, вывихами, растяжениями; ушибы, обморожения и ожоги — эти опасности подстерегали лазутчика на каждом шагу. При этом не могло быть и речи о получении помощи со стороны, обращении к врачам. Поэтому ниндзя должен был уметь сам излечивать свои недуги, сколь бы тяжелыми они не были.

ЛЕЧЕНИЕ РАН

На раны, полученные от меча или копья, накладывали смесь золы листьев коровьего гороха (вигна, яп. куросаса-гэ) и красной мари (лебеда), взятых в равном объеме.

Рану можно было также смазать кашицей из корней нарцисса.

Боль при ране от укола бамбуковым копьем утишали пластырем из гречневой муки.

При пулевых ранениях боль снимали кашицей растертых цветов аллиума, наложенной на рану.

При колотом ранении ступни (от наступания босой ногой на гвоздь, шип, спил бамбука) рану окуривали дымом старой одежды и всякой ветоши, окрашенной индиго. Эта процедура способствует остановке кровотечения и снимает боль.

ЛЕЧЕНИЕ ОЖОГОВ ОТ ОГНЯ И КИПЯТКА

Обожженное место следовало помазать соком хурмы. Боль вскоре утихала, и наступало выздоровление.

ОСТАНОВКА КРОВОТЕЧЕНИЯ

Для остановки кровотечения рану посыпали золой соломы, накладывали на нее разжеванные зеленые листья чая, посыпали место ранения порошком из высушенных в тени листьев дерева кири.[29]

ЛЕЧЕНИЕ УШИБОВ И ВЫВИХОВ

При ушибе или вывихе ниндзя советовали наложить на больное место тушеные листья низкого бамбука-саса, смоченные уксусом.

Другой вариант лечения — разрубить пополам полено дерева кивада,[30] из половины приготовить отвар, смешать его с порошком измельченной второй половины полена, добавить уксус так, чтобы получилась жидкая кашица, и смазать ею травмированное место.

ЛЕЧЕНИЕ СТОЛБНЯКА, РОЖИСТЫХ ВОСПАЛЕНИЙ, НАРЫВОВ

Во всех этих случаях ниндзя рекомендуют залепить рану кожей рыбы додзё,[31] которую необходимо постоянно менять.

ЛЕЧЕНИЕ ПРИ ПИЩЕВОМ ОТРАВЛЕНИИ

В случае пищевого отравления ниндзя советуют следовать правилу «клин клином вышибают». Так, если отравление вызвано макрелью, для лечения нужно использовать макрель, если мясом дикого кабана — мясо кабана. При этом «лекарство» нужно хорошо прожарить и съесть в обугленном виде.

СПАСЕНИЕ ОТ ЗМЕИНОГО УКУСА

Для спасения от змеиного яда при укусе гадюки рану посыпали ружейным порохом и поджигали его, после чего яд был уже не опасен.

ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ОБМОРОЖЕНИЯ

Для предотвращения обморожения в зимние холода все тело намазывали маслом дерева сикими.[32] На худой конец можно было натереться рисовой водкой сакэ.

ПОВЫШЕНИЕ ТОНУСА И УСТРАНЕНИЕ СОНЛИВОСТИ

Пробравшись в стан врага, в случае крайней усталости и сонливости для взбадривания и в качестве противосонного средства использовали ртуть, хотя это и было чрезвычайно вредно для здоровья. Ртуть помещали в ямку пупа и залепляли сверху бумагой. Благодаря этому, ниндзя мог действовать без сна в течение 4–5 дней. Общеизвестно, что при попадании паров ртути в желудок, они превращаются в яд, способный убить человека. Чтобы этого не произошло, секретные наставления ниндзя рекомендуют вставить в задний проход «косичку» из листьев лотоса длиной 12–15 см. От этого действие яда якобы прекращается.

В источниках описаны и другие противосонные препараты. Например, согласно одному рецепту, нужно растолочь в мельчайшую пыль серу, очищенную камфару, морковь, гвоздику (гвоздичного дерева), благовония, привезенные с материка, бензойную смолу (росный ладан), все это смешать, потом растворить в кунжутном масле и помазать им вокруг глаз и носа. Тогда человек может эффективно работать, обходясь без сна в течение относительно долгого времени.

Практически все рецепты ниндзя позаимствованы из традиционной китайской медицины, занесенной в Японию буддийскими монахами. Считается, что свои медицинские знания «невидимки» получили от ямабуси, занимавшихся подвижничеством на священных горах Ига и Кога. Причем усвоили они их столь хорошо, что для многих семей ниндзя фармакология стала второй, «внешней» профессией.

Военно-полевая медицина ниндзя имеет тысячелетнюю историю. За столь долгий срок прошли апробацию сотни рецептов, неэффективные средства были отметены, сделаны замечательные открытия в области фармакологии. В наставлениях по нин-дзюцу можно найти даже рецепты лекарств, якобы способных исцелить от рака. Реальное действие этих снадобий современными учеными на практике еще не проверялось, но все-таки, по мнению автора, эти рецепты следует включить в данную книгу, может быть, кто-нибудь найдет в них свое спасение.

1. Срезать нарост со ствола старого дерева глицинии (вистарии), растолочь его в порошок, приготовить из него отвар и пить.

2. Сорвать плод водяного ореха (хиси), растущий на болоте, растолочь его в порошок. Принимать с водой по 5 зернышек в день.

В наставлениях по нин-дзюцу описано множество рецептов лекарств и способов лечения различных заболеваний, травм, но мы вынуждены ограничиться изложением лишь самых интересных из них. Добавим, что лекарства обычно носили в специальном контейнере кусури-ирэ (яку-ирэ; рис. 230)

аз4859

Яды ниндзя

«Наш удел быть незаметными, мы рыцари ордена незримых дел, мы каста призраков, стоящих над простыми смертными», — такие слова вкладывает в уста наставника нин-дзюцу известный советский писатель Роман Николаевич Ким в своей повести о ниндзя «Школа призраков».

Читая эти строки, мне сразу вспоминаются яды — самое коварное, невидимое оружие. Вот человек читает книгу, любуется закатом, нежится в солнечных лучах, пирует с друзьями… И вдруг он начинает трястись, падает в обморок и через несколько минут умирает. Да, яд — штука серьезная!

Ниндзя, невидимые убийцы средневековой Японии, прекрасно разбирались в ядах, знали, как и когда их следует применять. Конечно, с тех пор наука шагнула далеко вперед. Но, несмотря на то, что «ночные демоны» не знали изощренных синтетических ядов наших дней, их арсенал был не менее эффективен и устрашающ.

Ниндзя предъявляли к качествам яда множество требований. Им были нужны яды, убивающие мгновенно, и яды, умерщвляющие жертву через много дней, чтобы на шпиона не пала тень подозрения, и он имел время убраться с вражеской территории. Они нуждались в ядах, против которых не было противоядий, в ядах, действие которых не было похоже на действие яда. Можно не сомневаться, что за долгие столетия поисков «ночные демоны» сумели найти и то, и другое, и третье. Вероятно, мы никогда не сможем узнать, сколько видных политических деятелей и полководцев было умерщвлено незримыми отравителями так, что смерть их ни у кого не вызвала подозрения.

СМЕРТОНОСНЫЕ ЯДЫ (АНСАЦУЯКУ)

Описанные в наставлениях по нин-дзюцу смертоносные яды разделяются на четыре категории:

1. яды замедленного действия, подмешиваемые в пищу;

2. яды, убивающие через небольшой промежуток времени, подмешиваемые в пищу;

3. яды мгновенного действия, подмешиваемые в пищу;

4. яды, убивающие при попадании в кровь.

1. Яды замедленного действия

Характерный пример — яд, который добывали из зеленого чая высшего сорта с поэтическим названием «Гёкуро» — «Яшмовая роса». Благодаря своим уникальным свойствам он пользовался большой популярностью среди «ночных демонов». Чай гёкуро заваривали очень крепко, выливали в бамбуковый контейнер, наглухо закрывали в нем и для гниения закапывали на тридцать-сорок дней под верандой дома. Получавшуюся в итоге жидкую черную кашицу следовало подмешивать в пишу жертвы на протяжении нескольких дней по 2–3 капли в день. В итоге средний здоровый человек тяжело заболевал на 30—й день, а к 70—му дню отправлялся на тот свет. Человек же ослабленный болезнью отдавал богу душу гораздо раньше. Да так, что потом ни один врач не мог определить, что смерть пациента вызвана отравлением. Конечно, со временем секрет яда гёкуро был разгадан медиками, и появился даже особый медицинский термин «сюкутя-но доку» — «отравление настоенным ночью чаем».

Американские журналисты Ал Вейсс и Том Филбин рассказывают легенду о том, как один ниндзя, поселившийся под видом обычного жителя в городе врага, в течение нескольких месяцев медленно, но верно отравлял местного «градоначальника» ядом гёкуро. При этом он сам пил тот же самый зеленый чай, в который добавлял яд, что и градоначальник и таким образом отводил подозрения, которые могли закрасться в душу врага. Но… после каждого чаепития он принимал противоядие. В итоге «градоначальник» скончался, как казалось всем, своей смертью, и никто не заподозрил шпиона.

Ал Вейсс и Том Филбин высказывают также предположение, что ниндзя использовали в качестве яда бамбук, в изобилии произрастающий в Японии, хотя в литературе об этом специально не упоминается. Как писал журнал «Нэшнл джиогрэфик», «стебли многих видов бамбука имеют кожицу, покрытую пушистыми тонкими волосками. Остерегитесь трогать их. Они проникают под кожу и вызывают сильное раздражение». И правда, эти волоски — идеальный яд. «Бактерии, находящиеся на волосках, могут вызвать даже заражение крови. Я читал, — продолжает автор, — что в древние времена волоски с кожицы подмешивались в еду, чтобы отправить врага на тот свет».

2. Яды, убивающие через небольшой промежуток времени

Яды такого действия изготавливали из минерального, растительного или животного сырья.

Примером ядов первого рода являются медная окись[33] и крысиный яд (мышьяк).

Растительные яды добывались из таких растений как ликорис (хигамбана; рис. 231), едкий лютик (кимпогэ, уманоасигата; рис. 232) и др.

аз4860аз4861

Что же касается адов, добывавшихся из животных, тут ниндзя отдавали предпочтение яду, получаемому из песочного жука хаммё (рис. 233).

аз4862

3. Яды мгновенного действия

Такие яды ниндзя поэтично называли «дзагараси-яку» — «яды, высушивающие прямо на месте». Самый популярный вариант подобного яда изготавливали из косточек плодов зеленой сливы и зеленого персика, которые брали в равной пропорции. Для того чтобы получить яд, косточки долго варили (обязательно вместе). Этот яд тайно подмешивали в пищу жертве или распыляли в воздухе в виде мельчайшей пыли с тем, чтобы она попала в дыхательные пути. В последнем случае за считанные секунды можно было отправить на тот свет с десяток врагов, набившихся в небольшую японскую комнату.

В «Бансэнсюкай» имеется параграф, называющийся «Хокэн-дзюцу» — «Техника встречи с собакой», в котором разъясняется техника отравления четвероногого друга человека: «При проникновении в дом, в котором есть собака, за два-три дня [до операции] нужно подмешать к рису яки-мэси[34] [яда] матин [в пропорции] 1 фун[35] на 1 колобок и подложить несколько колобков в месте, где может появиться собака».

Яд матин, упоминаемый в «Бансэнсюкай», есть ничто иное, как стрихнин. Стрихнин — чрезвычайно опасный смертоносный яд. Для того, чтобы убить человека, достаточно всего 0,98 миллиграмма этого вещества. При попадании с пищей внутрь организма, он вызывает характерные конвульсии, когда жертва словно откидывается назад. Отравленный испытывает ужасные боли и через некоторое время умирает от паралича дыхательной системы.

Стрихнин — это алкалоид. Его добывали из высушенных семян тропических растений из рода стрихнос (чилибуха), содержащих до 3 % ядовитых алкалоидов (рис. 234).

аз4863

В Японии стрихнин широко использовался в период Эдо как составляющая крысиного яда. В Европу же он попал лишь в XVI в., но производство его было строжайше запрещено в связи с участившимися случаями отравлений.

4. Яды, убивающие при попадании в кровь

Именно такими ядами ниндзя смазывали свои «звезды смерти» сюрикэны, наконечники стрел, стрелки фукибари. При попадании в кровь они вызывали почти мгновенный паралич дыхательной системы и сердца, влекший за собой смерть человека. Получали такой яд из сока растения тори-кабуто (японский борец; рис. 235).

аз4864

Считается, что яд торикабуто изобрели древние жители японских островов айны (эдзо), которые обрабатывали им наконечники своих стрел и с их помощью валили медведей.

При отсутствии яда торикабуто жертву можно было отправить на тот свет и с помощью сюрикэна, смазанного конским навозом. В конском навозе содержится множество болезнетворных бактерий, вызывающих заболевание рожей (рожистое воспаление), нередко влекущее смерть больного.

Интересно, что с этим ядом, что называется «на своей шкуре», смогли познакомиться американские солдаты во время вьетнамской войны: вьетнамцы так же, как и ниндзя, окунали свои ножи и штыки в лошадиный навоз и кровь.

Помимо смертоносных ядов, ниндзя были известны рецепты усыпляющих снадобий, средств, вызывающих паралич, помешательство, неадекватные реакции.

УСЫПЛЯЮЩИЕ (НАРКОТИЧЕСКИЕ) СРЕДСТВА (МАСУЙЯКУ)

В наставлениях по нин-дзюцу приводятся рецепты трех ядов такого рода.

Первое средство уже было описано в главе 2 в разделе «Отравляющие средства». Оно изготавливалось из крови краснобрюхого тритона-имори, крови японского крота-могера, крови змеи и какого-то секретного снадобья, состав которого исследователями пока не выяснен. Этой смесью пропитывали бумагу, которую скручивали в бумажный шпагат, поджигали и подбрасывали врагу. Можно было также незаметно подкинуть бумажку в жаровню в караульном помещении или в костер на биваке противника. Надышавшись ядовитого усыпляющего дыма, враг вскоре погружался в глубокий сон.

Другое усыпляющее снадобье изготавливали из летучей мьппи, листьев дерева аогири,[36] сколопендры, косточек сандалового и бумажного деревьев, гвоздичного дерева, вечнозеленого дерева аквилярии, ртути и бычьего навоза. Все это следовало измельчить в порошок, перемешать (часто из полученного вещества лепили небольшие шарики) и поджечь. Наглотавшись дыма этой жуткой смеси, люди вскоре погружались в крепкий сон.

Рецепт третьего усыпляющего средства, описанного в секретных наставлениях ниндзя, был следующий. Следовало высушить в тени и перемолоть в муку листья конопли. Затем муку варили. Полученный бульон смешивали со слабым чаем, которым в итоге и поили избранную жертву. От одного глотка человек засыпал, от 2–3 — погружался в сон, сопровождавший жаром. Если же человека заставляли пить снадобье на протяжении нескольких дней подряд, он просто сходил с ума.

ЯДЫ, ВЫЗЫВАЮЩИЕ ПАРАЛИЧ (СИБИРЭЯКУ)

В текстах описано два яда такого действия, которые следовало подмешивать в пищу.

Первый яд ниндзя получали из жидкости, которую добывали из наростов над глазами гигантской японской жабы хикигаэру (bufo marinus), считающейся самой большой жабой в мире (рис. 236): длина ее тела, не считая длины ног, — 22,5 см! Эта жидкость столь токсична, что даже при одном-единственном касании ее пальцем, палец тут же начинает неметь.

аз4865

Яд хикигаэру вызывает высокое давление, головную боль и паралич. Его действие напоминает последствия приема чрезмерного количества сердечных лекарств. Для извлечения яда жабу насаживают на вертел и поджаривают. На коже жабы образуются пузыри, и яд вытекает из желез. Его собирают в емкость и дают перебродить.

Второй вызывающий паралич ад добывали из печени ядовитой рыбы фугу (рис. 237).

аз4866

Рыбу фугу часто называют «взрывающейся» или «пыхтящей» рыбой, потому что она надувается, когда ее разозлят или когда она ищет пищу. Несмотря на то, что практически все японцы знают о ядовитости фугу, из года в год в стране Восходящего Солнца от ее ада погибают десятки людей. Дело в том, что фугу считается лакомым деликатесом, подаваемым в самых дорогих и изысканных ресторанах. Работающие в них повара экстракласса умеют не только готовить фугу в пищу, но и удалять ее яд, что удостоверяет государственная лицензия. Но не все так просто. Яд фугу, который химики называют «тетрадоксином», сохраняет свои свойства даже тогда, когда рыба приготовлена, а для смертельного исхода его требуется совсем чуть-чуть, от 8 до 10 миллиграммов. К тому же ад может быть найден в любом органе рыбы.

Итог — множественные летальные исходы, вызванные употреблением фугу в пищу. В один из послевоенных годов было зарегистрировано 250 случайных отравлений такого рода. При этом больше половины пострадавших скончались. Отравления чаще всего случаются зимой, когда рыба фугу самая вкусная и одновременно наиболее ядовитая.

Для уничтожения врага добывать ад из фугу было совсем необязательно. Достаточно было под видом повара подсунуть «лакомый» кусочек недоваренной рыбы на тарелку жертвы. И все. Яд поражал дыхательный центр мозга и парализовал дыхательные мышцы.

ЯДЫ, ВЫЗЫВАЮЩИЕ ВРЕМЕННОЕ ПОМЕШАТЕЛЬСТВО РАССУДКА (КЁКИЯКУ)

Для того, чтобы вызвать помешательство у жертвы, было достаточно растолочь в пыль семена белого дурмана (тёсэн асагао, мандарагэ; рис. 238) и подмешать их в пищу жертвы. Через несколько часов после принятия внутрь 5—10 семян человек либо засыпал, либо сходил с ума.

аз4867

ЯДЫ, ПОЗВОЛЯЮЩИЕ ВЫЗВАТЬ У ЖЕРТВЫ СОСТОЯНИЕ ТРЕВОГИ, ВОЛНЕНИЯ, НЕАДЕКВАТНЫЕ РЕАКЦИИ (СОДЗЁ-ЯКУ)

Яд, вызывающий сильный зуд

Этот яд добывался из шипов травы кайкайгуса (вид иракуса — крапивы Тумберга; рис. 239).

аз4868

Из них изготавливали мельчайшую пудру, которой осыпали нижнее белье или шею жертвы, которая потом была готова разорвать свою кожу в клочья от ужасного зуда.

Яд, вызывающий беспричинный смех

В качестве такого средства использовали ядовитый галлюциногенный гриб вараидакэ (рис. 240).

аз4869

Его мелко нарезали и подмешивали в пищу жертвы, которая в результате начинала кататься по полу, сотрясаемая беспричинным хохотом при полном отсутствии самоконтроля.

Ал Вейсс и Том Филбин рассказывают в своей книге об одном странном случае, произошедшем, когда два князя вели борьбу за контроль над одной из провинций. Один из них перед большим сборищем людей заявил, что он — бог и может поразить слепотой любого, кто встанет на его пути. Второй князь отреагировал на это заявление смехом. Однако вскоре после обеда он стал слепнуть и объявил всему миру, что его противник — и в самом деле бог. На самом деле творцом «божества» был ниндзя, который отравил банное полотенце князя ядом, вызывающим временную слепоту.

 

 

 

Заключение

Вот и перевернута последняя страница «Когтей невидимок». Несмотря на довольно солидный объем этой книги, она не претендует на полноту и непогрешимость. Говорить об этом еще очень и очень рано. Скорее, это лишь отправная точка для дальнейших, более основательных исследований. Вместе с тем, автор надеется, что читатель смог расширить свое представление о культуре «воинов ночи» средневековой Японии.

В настоящее время автор работает над третьим, заключительным томом этой серии, посвященной ниндзя и нин-дзюцу, который называется «Секреты ночных демонов». Он посвящен философии, теории и практике нин-дзюцу периода XVI–XVII вв. Читатели смогут прочитать об основных принципах нин-дзюцу, структуре шпионских сетей, вербовке и засылке тайных агентов, кодовом языке и боевых псевдонимах ниндзя, методах шифрования информации, способах проникновения во вражеские крепости, приемах маскировки, диверсионных акциях, методах подготовки и тренировки, системе выживания; познакомятся с секретными методами психологической войны, с мистическими ритуалами кудзи-ин и кудзи-кири и т. д. Кроме того, в том войдут переводы десятков отрывков из старинных наставлений по разведке: глава о физиогномике ниндзя из «Сёнинки», рекомендации по организации засад и войсковой разведке и т. д., а также глава о дошедших до наших дней трактатах по нин-дзюцу.

Большую помощь в работе над настоящей книгой автору оказали его коллеги по Московскому центру изучения нин-дзюцу «Синобикай».

«Синобикай» является независимой общественной организацией, занимающейся изучением истории, традиций и техники нин-дзюцу. Центр культивирует древнюю школу боевого искусства Катори Синто-рю. Он поддерживает отношения со многими общественными и научными организациями, со школами и мастерами боевых искусств, проводит учебные семинары, готовит методические разработки, книги и видеопособия по боевым искусствам, переводит важнейшие сочинения по бу-дзюцу, издает сборник «Додзё. Воинские искусства Японии». Мы приглашаем к сотрудничеству все заинтересованные организации и отдельных лиц.

В настоящее время «Синобикай» предпринимает беспрецедентную акцию по изданию многотомной истории нин-дзюцу с древнейших времен до наших дней и ряда важнейших памятников традиции нинпо, включая «Нинпидэн», «Бансэнсюкай», «Сёнинки», а также старейший японский роман о ниндзя, появившийся еще в XVIII веке «Дзоккин хисэйдан» и записки последнего ниндзя Фудзиты Сэйко.

Отзывы о «Когтях невидимок», пожелания и вопросы, а также запросы информации о работе Московского центра изучения нин-дзюцу «Синобикай» направляйте по адресу:

Москва, 121467, а/я 19. Горбылёву Алексею Михайловичу.

 

Сравнительная таблица мер и весов

Меры длины

Ри = 3927 м

Тё = 109,09 м

Дзё = 3,03 м

Кэн = 1,81 м

Сяку = 30,3 см

Сун = 3,03 см

Бу = 3,03 мм

Хиро = 1,81 м (используется для измерения длины веревок и т. д.)

Меры веса

Кан, каммэ = 3,75 кг

Кин = 600 г

Моммэ = 3,75 г

Фун = 0,375 г

Меры ёмкости

Коку = 180,381 л (1 коку риса весит около 150 кг)

То = 18,039 л

Сё = 1,804 л

Го = 0,018 л

 

 

Примечания

1. 1 коку = 180,391 л (1 коку риса весит около 150 кг)

2. 1 моммэ = 3,75 г

3. 1 тё = 109,09 м

4. 1 фун = 0,375 г

5. аги — разновидность омежника (Oenanthe stolonifera)

6. Zantoxylum piperitum DC

7. кипарисовик тупой

8. Имеется ввиду система заложничества (санкинкотай). Согласно этой системе, все князья были обязаны через год приезжать в столицу с семьей и свитой. По истечении года даймё возвращался в княжество, а жена и дети оставались при дворе сёгуна в качестве заложников. Неповиновение, попытка создания антиправительственной коалиции вызвали незамедлительные репрессии в отношении членов семьи даймё. Кроме того, санкинкотай возлагала на князей и дополнительное финансовое бремя: постоянные переезды, жизнь в столице, строительство и содержание там собственных дворцов ослабляли княжество, одновременно обогащая и украшая столицу Эдо.

9. Аналогичную технику использовали фехтовальщики школы Тэннэн Рисин-рю; с отдельными приемами такого рода можно познакомиться по учебной видеокассете этой школы, выпущенной в России несколько лет назад

10. белый цвет в Японии считается цветом смерти

11. восточный щитомордник

12. торикабуто — борец японский — травянистое декоративное растение Aconitum japonicum Decne var. genuinum Nakai

13. Хаси — палочки для еды

14. растение Strychnos Nuxvomica L.

15. хаси — палочки для еды

16. 1 ри = 3927 метров

17. Сборные лодки использовались не только ниндзя. Такая лодка описана, например, в наставлениях школы суйэй-дзюцу (искусство плавания) Синдэн-рю, где она именуется «татами-бунэ» — «складная лодка».

18. 1 кэн = 1,81 м

19. кая — китайский мискант Miscanthus sinensis Anderss.

20. штука-тан = 10,6 м

21. 1 тё = 109,09 м

22. ягура — углубление в скале, использовавшееся как хранилище

23. 1 сун = 3,03 см

24. 1 кэн = 1,81 м

25. 1 го = 0,18 литра

26. 1 сё = 1,804 литра

27. морское ушко, ушко гигантское

28. горец многоцветковый

29 павлония войлочная

30. амурское пробковое дерево, амурский бархат

31. узкохвостый вьюн

32. иллиций анисовый (священный), бадьян

33. зелень; зеленый налет, образующийся на меди в результате окисления

34. поджаренный вареный рис

35. 1 фун = 0,375 г

36. фирмиана, стеркулия

Print Friendly

Коментарии (0)

› Комментов пока нет.

Добавить комментарий

Pingbacks (0)

› No pingbacks yet.