Евреинов Н. Н. В школе остроумия: Воспоминания о театре «Кривое зеркало». (Продолжение III).

Е. Уварова.

КОМЕНТАРИИ

1 Лифарь (Lifar) Серж (Сергей Михайлович, 1905, Киев — 1986, Париж) — артист балета и балетмейстер, педагог. С 1923 г. во Франции, в труппе С. П. Дягилева «Русский балет» (1923 – 1929), где прошел путь от артиста кордебалета до первого танцовщика и балетмейстера. Как балетмейстер работал в «Гранд-Опера». В 1947 г. основал в Париже Институт хореографии, с 1955-го преподавал хореографию в Сорбонне.

2 Рощина-Инсарова Екатерина Николаевна (урожд. Пашенная, 1883 – 1970) — актриса. На сцене с 1897 г. Играла в Киеве, Пензе, Москве, Петербурге, с 1913 г. — в Александринском (Катерина в «Грозе» Островского и др.). Ее игра отличалась тонкостью психологических нюансов, особым, свойственным ей изяществом. С 1920 г. — в Париже. В эмиграции неоднократно участвовала в различных начинаниях Евреинова (в 1935 г. в авторской постановке пьесы «Самое главное» и др.). Упомянутый Театр Русской Драмы работал в оккупированном немцами Париже в сезоне 1943/44 г. в помещении театра «Иена» на 500 мест. Открылся 23 октября пьесой А. С. Грибоедова «Своя семья» (или «Замужняя невеста») в постановке главного режиссера Евреинова. В репертуаре также «Вишневый сад» А. П. Чехова, «Последняя жертва» А. Н. Островского с Рощиной-Инсаровой. В евреиновском спектакле «Самое главное» Лифарь поставил танцы («На пиру у Нерона» и «Карнавал»), на афише значился как «хореоавтор». В результате конфликта главного режиссера с Рощиной-Инсаровой театр закрылся. (См.: Евреинов. Памятник мимолетному. (Из истории эмигрантского театра в Париже.) Париж, 1953, с. 43 – 62).

3 Пражская группа МХТ — в июне 1919 г. группа артистов МХТ во главе с В. И. Качаловым и О. Л. Книппер-Чеховой выехала на гастроли в Харьков. Наступление деникинской армии отрезало их от Москвы. Объехав ряд городов юга России, качаловская группа гастролировала за границей (спектакли в Праге, Берлине, Вене и др. городах). Вернулась в Москву в мае 1922 г. Однако часть труппы во главе с М. Н. Германовой (Н. О. Массалитинов, Р. В. Болеславский, Г. М. Хмара, М. А. Крыжановская и другие) остались в эмиграции и создали свой театр в Праге. Вопреки воле Московского Художественного театра Пражская группа сохранила название МХТ.

4 Синельников Николай Николаевич (1855 – 1939) — режиссер, актер, театральный деятель. С 1900 г. главный режиссер Театра Корша в Москве. В 1910 возглавил антрепризу в Харькове — один их лучших провинциальных театров. Одновременно с харьковской антрепризой в 1913 арендовал в Киеве здание театра Соловцова. Реформатор провинциальной сцены.

5 Театр Соловцова — русский театр в Киеве, созданный в 1891 г. Николаем Николаевичем Соловцовым (1857 – 1902) и другими как «Товарищество драматических артистов». Отличался постоянным актерским составом, серьезной режиссурой, тщательной подготовкой спектаклей. Новый расцвет театра был связан с антрепризой Синельникова (1913 – 1917). В 1919 национализирован.

6 Соллертинский Иван Иванович (1902 – 1944) — музыковед, литературовед, театровед — автор главы «Музыкальные театры на пороге Октября и проблема оперно-балетного наследия в эпоху военного коммунизма» в «Истории советского театра». Л., 1933, т. I, с. 347.

7 «Свободный театр» (Московский Свободный театр) — в сезон 1913/14 г. руководитель, режиссер К. А. Марджанов (Марджанишвили Котэ) стремился создать синтетический театр. Впервые в России была поставлена «Сорочинская ярмарка» М. П. Мусоргского. В репертуаре пантомима «Покрывало Пьеретты», оперетта Оффенбаха «Елена Прекрасная», спектакль в приемах классического китайского театра «Желтая кофта».

8 «Привал комедиантов» — литературно-артистическое кабаре в Петрограде (1916 – 1919), основано Б. К. Прониным. В Правление входили Евреинов, Н. В. Петров (он же конферансье «Коля Петер»), М. А. Кузмин и другие. В течение короткого первого сезона (открылся 18 апреля) принимал участие В. Э. Мейерхольд. В премьерном спектакле сосуществовали постановки Мейерхольда (пантомима «Шарф Коломбины») и Евреинова. («Фантазия» Козьмы Пруткова и «Два пастуха и нимфа в хижине» М. Кузмина).

9 «Дом интермедий» — театр-кабаре, художеств, руководитель В. Э. Мейерхольд, директор-распорядитель Б. К. Пронин. С октября 1910 до конца января 1911 г. показал два «цикла» (программы). Наибольший успех имела экспериментальная работа Мейерхольда постановка пантомимы «Шарф Коломбины» А. Шницлера, муз. Э. Донаньи.

10 Пародийные пьесы «Графиня Эльвира» (1910) и «Театр купца Епишкина» (1914) Е. А. Мировича поставлены в Петербурге Литейным (Литейным Интимным) театром; «Иванов Павел» С. М. Надеждина и В. Р. Рапопорта «фантастическая опера с превращениями, провалами и экзаменами» в Троицком (1915) и др. театрах миниатюр. Пользовалась успехом у массового зрителя.

11 Кугель Александр Рафаилович (псевдоним Homo Novus, 1864, Мозырь Минской губернии — 1928, Ленинград). Театральный и литературный критик, публицист, режиссер, драматург. Закончил юридический факультет Петербургского университета (1886). Получил известность как талантливый и острый театральный критик. В 1897 г. вместе со своей гражданской женой З. В. Холмской, в это время известной артисткой Суворинского театра, создает журнал «Театр и искусство» и как редактор возглавляет его более двадцати лет. Сделал его одним из самых авторитетных театральных журналов, затрагивающих все зрелищные искусства; много внимания уделял провинции, вопросам актерского быта, правовым проблемам. Главным для Кугеля оставался актер — «законы театра суть законы актера». Последовательно выступал против засилья «режиссерского» театра — отсюда его критика в адрес Московского Художественного театра, В. Э. Мейерхольда и др., в чем на страницах этой книги его упрекает автор. Однако, последовательно выступая против режиссерского диктата, Кугель на практике чувствовал необходимость крепкой режиссерской руки. Не случайно он пригласил режиссером «Кривого зеркала» Евреинова. Видит задачу «Кривого зеркала» в поисках новых форм, сочетании комического и лирического (найти «полутон» смеха). «Духовным отцом» «Кривого зеркала» считает Козьму Пруткова. Приглашение Евреинова в «Кривое зеркало» последовало после показанной им постановки прутковского «Черепослова» в «Веселом театре для пожилых детей». Далекий от политики, Кугель принял Октябрь настороженно. Пришлось расстаться с журналом, на четыре года (1918 – 1922) закрылось и «Кривое зеркало». До конца жизни руководил «Кривым зеркалом», в последние годы много занимался литературной работой, написал и опубликовал мемуары: «Литературные воспоминания». Пг. — М., 1923; «Листья с дерева». Л., 1926; книги: «Утверждение театра», М., 1923; «Профили театра». М., 1929, и др. Один из создателей Союза драматических писателей и композиторов, организации, защищавшей авторские интересы. Также один из членов-учредителей Театрального общества. Автор пьесы «Николай I и декабристы», впервые поставленной в МХТ (1926).

12 «Тумпаковская дирекция Палас-Театра» — имеются в виду помощники крупного антрепренера, владельца театров Зимний и Летний Буфф П. В. Тумпакова, которые откупили большой особняк на Итальянской ул. (угол Михайловской пл.) и переоборудовали его под театр оперетты (ныне — Театр музыкальной комедии).

13 Бентовин Б. И. — театральный критик журнала «Театр и искусство».

14 «Оссу на Пелион» — Осса и Пелион — горы в восточной части Фессалии (Древней Греции), которые гиганты в борьбе с Зевсом пытались взгромоздить одну на другую.

15 «Сецессион» — объединение художников в Мюнхене (1892), Вене (1897), Берлине (1899), пропагандировавших художественные идеи модерна.

16 Салон «Независимых» — выставочное объединение, организованное художниками-импрессионистами в 1884 г. в Париже.

17 «Die Jugend» («Молодежь») — мюнхенский журнал, основанный в 1896 г. Георгом Хиртом…

18 … Антуан, который все еще не сдавал своих «мейнингенских» позиций, хоть и был разбит <…>теорией Георга Фукса — автор здесь не совсем точен. Известный франц. режиссер, создатель «Свободного театра» в Париже (1887) Андре Антуан (последователь Эмиля Золя) никогда не ориентировался на мейнингенцев, а книга немецкого драматурга, режиссера и теоретика театра Георга Фукса направлена не против Антуана, а против его сторонника в Германии Отто Брама.

19 «Künstler Theater’е» — имеется в виду Мюнхенский художественный театр.

20 «Überbrettel» — литературные кабаре, основанные в 1901 г. Эрнстом фон Вольцогеном в Берлине и получившие распространение в Австрии.

21 Знаменитая артистка просто-напросто выгнала вон Мейерхольда из своего самого передового в России театра — 9 ноября 1907 г., через год после открытия театра на Офицерской, на общем собрании труппы В. Ф. Комиссаржевская зачитала письмо, в котором сообщала о решении расстаться с Мейерхольдом. Ему самому это письмо было вручено утром. Осенью 1909 г. она в интервью газете «Одесские новости» говорила: «… самого Мейерхольда я по сию пору ценю как большого талантливого новатора, ищущего с подлинной искренностью. А такие его работы, как “Балаганчик”, “Жизнь человека”, “Сестра Беатриса”, я считаю режиссерскими шедеврами» (Цит. по кн.: Волков Н. Мейерхольд. М.-Л., 1929,т. I, с. 354). Все упомянутые спектакли были поставлены в театре на Офицерской в сезоне 1906/07 г.

22 Там Мейерхольд мгновенно же захирел — в Александринском театре Мейерхольдом были поставлены выдающиеся спектакли, имевшие долгую сценическую жизнь, «Дон Жуан» Мольера (1910), «Маскарад» Лермонтова (1917) и др.

23 … название «Кривого зеркала» было дано Антоном Павловичем Чеховым одному из его ранних рассказов. — см.: Чехов А. П. «Кривое зеркало». (Святочный рассказ, подп. А. Чехонте: впервые опубликован в журнале «Зритель», 1883, № 2); Соч., т. 1. М., 1974.

24 См.: Гуревич Л. Я. «Петербургские “Überbrettl” и ночной кабаре» («Слово», 1908, 10 дек.).

25 См.: Евреинов Н. Театр как таковой. Спб., 1912.

26 Письмо Мейерхольда к Л. Я. Гуревич см. в кн.: В. Э. Мейерхольд. Переписка. М., 1976, с. 122.

27 Айседора Дункан (1877 – 1927) — американская танцовщица, одна из основоположниц танца модерн. Балетный костюм заменила хитоном, танцевала без обуви (отсюда «босоножки»). Приезжала в Россию неоднократно начиная с 1904 г.

28 «Гран гиньоль» (Grand Guignol) — «Театр ужасов». Возник в Париже, режиссер и автор Андре де Лорд. В Петербурге в этом жанре начал работать Литейный театр миниатюр, открывшийся в январе 1909 г. В репертуаре «Смерть в объятиях», «На могильной плите» и др., в основном пьесы переводные — с французского.

29 Фокинские реформы — Фокин Михаил Михайлович (1880, Спб. — 1942, Нью-Йорк) — артист балета, балетмейстер, педагог. В 1898 г., закончив Петербургское балетное училище, дебютировал на сцене Мариинского театра. С 1909 по 1912 и 1914 гг. руководитель балетной труппы Русских сезонов (Париж). Реформировал балетный театр, сотрудничая с художниками А. Н. Бенуа, Л. С. Бакстом, А. Я. Головиным, М. В. Добужинским, Н. К. Рерихом и другими. Использовал симфоническую музыку, не предназначенную для балета (Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский и другие). Стремился приблизить академический танец к современности. С 1921 г. — в США, в 1923 – 1942 гг. руководил балетной студией в Нью-Йорке. В 30-е гг. работал также в Парижской Опере, в театре «Балле Рюс де Монте-Карло» и др.

30 … мемуарам М. М. Карминой-Читау… — см.: Кармина-Читау М. Исторические миниатюры. «Вампука». — В кн.: Голос минувшего. На чужой стороне. Под ред. С. Мельгунова. Прага, 1928, с. 228 – 232.

31 Блаватская Елена Петровна (1831 – 1891) — русская писательница и теософ. Путешествовала по Тибету и Индии. Под влиянием индийской философии основала в 1875 г. в Нью-Йорке Теософское общество.

32 Эфрос Николай Ефимович (1867 – 1923) — известный театральный критик. Указ. книга вышла в издательстве «Солнце России», 1918, с. 37.

33 «Летучая мышь» — первое кабаре в России. Открылось в Москве 29 февраля 1908 г. как ночной клуб актеров МХТ в подвальчике Перцова дома возле Храма Христа Спасителя. (По воспоминаниям К. С. Станиславского вечера веселой пародии и шутки — «капустники» — устраивались в Художественном театре и раньше, в 1902, 1903 гг.). Членами-учредителями «Летучей мыши», закрытой для широкой публики, были О. Л. Книппер-Чехова, В. И. Качалов, И. М. Москвин, В. В. Лужский, Н. Ф. Балиев, Н. Л. Тарасов и другие. Всевозможные пародии перемежались остроумными экспромтами и шутками, в которых принимали участие все присутствующие. Среди частых гостей — С. В. Рахманинов, Л. В. Собинов, Ф. И. Шаляпин, М. А. Горький и другие знаменитости. В качестве конферансье, а в дальнейшем режиссера и хозяина театра-кабаре «Летучая мышь», открытой для широкой публики в 1912 г., был Н. Ф. Балиев. В 1912 – 1915 гг. регулярные представления, состоявшие из пародий, лирических и юмористических песенок, танцев, инсценированных анекдотов и др. с конферансом Балиева шли в подвале в Милютинском пер. В 1915 г. «Летучая мышь» переехала в подвал дома Нирнзее в Большом Гнездниковском переулке, где наряду с короткими «номерами» ставятся инсценировки «Пиковой дамы», «Графа Нулина» А. С. Пушкина, «Шинели» Н. В. Гоголя и др. К 1917 г. с афиши исчезает слово «кабаре», столики в зале заменяются рядами кресел. В 1921 г. Балиев с частью труппы театра «Летучая мышь» эмигрировал.

34 См.: Толстой Л. Н. «Что такое искусство?» — Собр. соч. В 22 т., т. 15. М., 1983, с. 43 – 45.

35 Мейербер Джакомо (1791 – 1864) — композитор, жил и работал в Германии, Италии, Франции. Создатель жанра большой, героико-романтической оперы: «Роберт-Дьявол», «Гугеноты», «Африканка» и др.

36 Верди Джузеппе (1813 – 1901) — крупнейший мастер оперного жанра, создавший высокие образцы музыкальной драмы («Риголетто», «Трубадур», «Травиата», «Бал-маскарад», «Аида», «Отелло» и др.) Ниже автор указывает, что пародировалась не столько музыка, сколько исполнительская манера.

37 Мазини Анджело (1844 – 1926) — итальянский певец, тенор. Представитель искусства бельканто. С 1877 г. неоднократно гастролировал в России.

38 Зембрих-Коханьская Марцелла (1858 – 1935) — польская певица, колоратурное сопрано, с 1877 г. работала в ряде оперных театров мира.

39 Хохлов Павел Акинфиевич (1854 – 1919) — известный русский певец, баритон. Пел в Большом театре.

40 … пародию на псевдонародную оперу… — имеется в виду опера-фарс «Богатыри» в 5 действиях, поставлена в Александринском театре в 1867 г. Музыка А. П. Бородина, оригинальная и пародированная из разных опер. Текст В. Александрова (В. А. Крылова).

41 По свидетельству З. В. Холмской, театр гастролировал в «Эрмитаже» (см.: «Рабочий и театр», 1937, № 39, с. 59).

42 Театр «Сказка» открылся в декабре 1909 г. в доме на Галерной, принадлежавшем камергеру С. П. фон Дервизу, затем Н. Н. Шебеко. Антрепренер З. В. Холмская, режиссер Р. А. Унгерн. В репертуаре «Принцесса и свинопас» Г. Х. Андерсена, «Царевна Несмеяна» Н. Н. Вентцеля, «Ванделин» М. А. Лохвицкой и др.

43 Имеется в виду «Веселый театр для пожилых детей». Открыт в марте 1909 г. Н. Н. Евреиновым и Ф. Ф. Комиссаржевским. Существовал несколько месяцев. Ниже автор рассказывает об этом театре.

44 Пронин Борис Константинович (1875 – 1946) — деятель театра. Ученик режиссерского отделения школы Художественного театра, помощник В. Э. Мейерхольда в студии на Поварской, в театре В. Ф. Комиссаржевской и других. Режиссер-распорядитель в «Доме интермедий» — кабаре, где Мейерхольд поставил упомянутую Евреиновым пантомиму «Шарф Коломбины» (1910) А. Шницлера с музыкой Э. Донаньи. Владелец знаменитого литературно-артистического кабаре «Бродячая собака» (члены-учредители кроме Пронина — А. Н. Толстой, художники Ю. С. Судейкин, Н. Н. Сапунов, М. В. Добужинский, архитектор И. А. Фомин, режиссеры Н. Н. Евреинов, Н. В. Петров и актер В. А. Подгорный), которое открылось 31 декабря 1911 г. На развалинах кабаре «Бродячая собака», закрывшегося в марте 1915 г., создал еще одно кабаре, «Привал комедиантов».

45 Бонч-Томашевский Михаил Михайлович — критик, режиссер. Учился на филологическом факультете Мюнхенского университета. Увлекся кабаретным движением. В 1910 г. приехав в Петербург, стал вместе с Б. К. Прониным одним из организаторов и директором «Дома интермедий». Позднее пытался создать собственное кабаре «Трагический балаган» (1911), недолго возглавлял кабаре «Мозаика» и «Жар-птица» (1916), издавал журнал «Маски». Снимал кинофильмы.

46 Следует уточнить, что похороны Л. Н. Толстого состоялись 11 ноября 1910 г.; «Дом интермедий» закрылся 30 января 1911 г.

47 «Старинный театр» — первый сезон 7 декабря 1907 – 13 января 1908 г. Показано два вечера, посвященных средневековому театру (наряду с другими вещами шла литургическая драма «Три волхва» «пролог и картина представления в XI веке Евреинова по рукописи того времени»). В течение Великого поста 1908 г. театр показал спектакли в Москве. Второй сезон — через четыре года: 18 ноября 1911 – 5 февраля 1912 г. и был посвящен испанской драматургии. Евреинов поставил драму Лопе де Веги «Фуэнте Овехуна» и интермедию М. де Сервантеса «Два болтуна». Целью была реконструкция старинных представлений и самой обстановки, в которой они шли. Совместно с Н. В. Дризеном Евреинов выпустил книгу: «Испанский театр 16 – 17 веков». Спб., 1911.

48 «Новый театр» актрисы Лидии Борисовны Яворской работал с 15 сентября 1901 по 12 февраля 1906 г. Связан с радикальными кругами столицы. В репертуаре — инсценировка «Фомы Гордеева» М. Горького, пьесы Е. Н. Чирикова, Г. Ибсена, Г. Гауптмана, Г. Гейерманса и др. После закрытия театра Яворская гастролировала по России, играла в Лондоне, Париже. В 1918 г. эмигрировала. Умерла в 1921 г.

49 Санин Александр Акимович (1869 – 1965) — драматический актер, режиссер. С 1898 г. в труппе МХТ, сорежиссер К. С. Станиславского («Царь Федор Иоаннович» и др.). В 1902 – 1907 гг. в Александринском театре. Известен как мастер постановки массовых сцен. Ставил «Бориса Годунова», «Хованщину» в оперных театрах Франции, Англии. В 1913 г. — «Сорочинскую ярмарку» Мусоргского в «Свободном театре». С 1922 г. работал за границей.

50 «Ночные пляски» — спектакль состоялся 10 марта 1909 г. на сцене Литейного театра в исполнении любителей.

51 Фокин М. М. — см.  29.

52 «Нагота на сцене» — иллюстрированный сборник статей под редакцией Н. Евреинова (Спб., 1911). Евреинову принадлежит вступительная статья и статьи «Сценическая ценность наготы» и «Язык тела».

53 «Прекрасная Галатея» — оперетта Ф. Зуппе. Исполнительница главной роли была в «дунканизированном» костюме, как и танцовщицы «Ночных плясок».

54 «Студия импрессионистов» — альманах, Спб., 1910.

55 Фукс Георг (1886 – 1949) — немецкий режиссер, драматург, теоретик театра; реформировал устройство сцены и зрительного зала. Создал Мюнхенский Художественный театр (1908); автор книги «Революция театра». Спб., «Грядущий день», 1911.

56 Автор вольно цитирует А. Р. Кугеля, свободно монтируя отдельные фразы (с. 69, 73, 71, 74, 76), опуская при этом признание критика, что «влияние Чехова на русскую литературу было громадно» (с. 74).

57 Рейнхардт Макс (1873 – 1943) — немецкий режиссер, актер и театральный деятель. С 1905 по 1914 г. и далее с перерывами до 1933 г. возглавлял Берлинский Немецкий театр (Deutsches Theater), в 1906 г. создал также Камерный театр (Kammerspiele), где ставил пьесы современных авторов, в том числе пантомимы. Пантомиму «Сумурун» поставил на сцене «Künstlertheater» Г. Фукса.

58 Бердслей Обри (1872 – 1898) — английский рисовальщик. Виртуозная игра силуэтов и линий на его рисунках повлияли на графику стиля модерн. Иллюстрировал «Саломею» О. Уайльда (1894). Евреинов опубликовал книгу «Бердслей», Спб., 1912.

59 Герцог Мейнингенский Георг II руководил придворным театром Саксен-Мейнинген в Германии (отсюда название труппы «мейнингенцы»). Его ближайшим помощником был режиссер Людвиг Кронек.Театр дважды гастролировал в России (1885 и 1890) и оказал влияние на К. С. Станиславского (см. главу «Мейнингенцы» в его книге «Моя жизнь в искусстве»). Спектакли отличались высокой постановочной культурой, исторической верностью эпохе, впечатляющими народными сценами.

60 Антуан Андре (1858 – 1943) — французский режиссер, актер, теоретик театра, создатель «Свободного театра» (1887).

61 Крыжицкий Георгий Константинович (1895 – 1975) — режиссер. Работал в «Кривом зеркале», вновь открывшемся 30 декабря 1922 г. после четырехлетнего перерыва: «… Приглашен в 1925 году режиссером после окончательного разрыва театра с Евреиновым», — вспоминает Крыжицкий (см.: Дороги театральные. М., 1976, с. 234).

62 Цитируя Кугеля, автор упускает его мысль, что «применительно к самому Мейерхольду как творящей личности театра нельзя говорить о противоречиях в тесном смысле слова. Противоречия существуют на глаз постороннего зрителя, но не для Мейерхольда <…> Множественность ликов Мейерхольда свидетельствует лишь о многогранности его фантазии» (с. 76). Фразу «современный театр <…> представляет груду глыб и мусора, образовавшуюся от взрыва самых недр театра» Кугель завершает: «Но, может быть, так и надо с исторической точки зрения. Мусор уберется, площадка расчистится и на месте бывшего театра вырастет что-то новое…»

63 Батюшков Федор Дмитриевич (1857 – 1920) — филолог, критик, статья которого в газете «День» послужила поводом для написания «Заметок» Кугеля в журнале «Театр и искусство».

64 «Отрицание театра» — статья критика, литературоведа Юлия Исаевича Айхенвальда (1872 – 1928). В журнале «Русская мысль» помещал систематические обзоры о драматических театрах Москвы. Указанная статья, вызвавшая бурную полемику, впервые появилась в журнале «Студия» в марте 1912 г. Вошла в сборник «В спорах о театре». М., 1914.

65 Урванцов Николай Николаевич (1865 – 1929) — режиссер, актер, драматург, автор пародии на французскую мелодраму «Жак Нуар и Анри Заверни» (1909) и других пьес. Под руководством Евреинова работал также в «Веселом театре для пожилых детей».

66 … одного из самых верных выучеников Станиславского… — Смышляев Валентин Сергеевич (1891 – 1936) — актер МХТ и Первой Студии, в 1921 г. один из руководителей и режиссеров Центрального Пролеткульта, опубликовал книгу «Теория обработки сценического зрелища» (Ижевск, изд. Пролеткульта), в которой излагал процесс работы актера над ролью по методике К. С. Станиславского, не упоминая имени подлинного автора. «Смышляев не имел мужества признаться, что он заимствовал все у меня, — писал Станиславский. — Это дело его совести. Но вот что важно для меня. Он оказался плохим и отсталым учеником. Он пишет о задах и пишет неверно. Он исказил мои мысли» (см.: О книге Смышляева. — Собр. соч. Т. 6. М., 1959, с. 114 – 115). Второе, дополненное издание «Техника обработки сценического зрелища» (М., 1922) Смышляев посвятил Станиславскому. Однако еще не завершенная Станиславским «система» представлена в книге упрощенно и вульгаризированно.

67 «Четвертая стена» — пародия на спектакли Театра Музыкальной драмы И. М. Лапицкого поставлена Евреиновым в октябре 1915 г.

68 «Моя система» — имеется в виду книга К. С. Станиславского «Моя жизнь в искусстве».

69 Лось Антон Потапович скончался в 1914 г. В «Кривом зеркале» он проработал с 1908 по 1911 г., после этого служил в Суворинском театре.

70 Автор, по-видимому, имеет в виду статью «Скульптура, живопись и музыка» 1831 г. («Пусть, при могущественном ударе смычка твоего, смятенная душа грабителя почувствует, хоть на миг, угрызение совести, спекулятор растеряет свои расчеты, бесстыдство и наглость невольно выронят слезу перед созданием таланта». — Гоголь Н. В. Сб. «Арабески». М., 1990, с. 14).

71 С 1918, после закрытия «Кривого зеркала», С. И. Антимонов работал в «Кривом Джимми» и других театрах миниатюр. В 1926 г., когда написано письмо, он — актер Московского Театра сатиры.

72 … не дано было отражать в продолжении ряда лет события советской жизни… — «Кривое зеркало», вновь открылось в декабре 1922, работало при советской власти почти десять лет.

73 Гуго фон Гофмансталь (Хофмансталь) (1874 – 1929) — австрийский поэт и драматург. Его вольное переложение античной трагедии «Царь Эдип» Софокла поставлено М. Рейнхардтом в берлинском цирке Шумана (1910). Спектакль был показан и на гастролях в России. Также в обработке Гофмансталя поставлена Рейнхардтом на площади перед собором в Зальцбурге (1920) средневековая мистерия «Каждый человек».

74 Разумный Михаил Александрович (1892 – 1945) — актер, режиссер. С 1915 г. работает в «Кривом зеркале». После его закрытия, в 1918 г., создал в Петрограде «Театр Разумного», где был и автором, и режиссером, и актером. В годы гражданской войны, оказавшись в Белоруссии, вместе с поэтом-сатириком М. Я. Пустыниным открыл при Витебском отделении РОСТа (Российское Телеграфное Агентство) Театр революционной сатиры. Первая программа была показана красноармейцам в феврале 1920 г. В журнале «Вестник театра» появились отклики, театр был вызван в Москву и 14 мая уже показывал программу представителям московской общественности. К октябрю 1920 г. Теревсат, ставший московским, получил помещение бывшего Никитского театра (ныне — Театр им. Вл. Маяковского), труппа выросла до трехсот пятидесяти человек. В художественно-политический совет кроме Разумного входили О. Д. Каменева, В. Э. Мейерхольд, И. М. Лапицкий и другие (о Московском Теревсате см. в кн.: Золотницкий Д. И. Зори театрального Октября. Л., 1976, с. 198 – 219). С наступлением нэпа, к весне 1922 г., не дожидаясь закрытия созданного им театра, Разумный оставил его и откупил на три года сад «Эрмитаж» со всеми зрелищными площадками, рестораном, рулеткой и пр. В 1925 г. эмигрировал.

75 … нанял вдобавок театр улетевшей за границу «Летучей мыши»… — Сведений об этом найти не удалось. В помещении «Летучей мыши» в 1922 – 1924 гг. работал театр миниатюр «Кривой Джимми», с которым сотрудничал Евреинов.

76 Воспоминания Сулержицкого см.: Сулержицкий Л. А. Илья Сац в Художественном театре. — В сб.: Илья Сац, М., 1923, с. 70, 71.

77 Воспоминания Л. Н. Андреева опубликованы Евреиновым в статье «Сатирическая доминанта в творчестве Ильи Саца» (Сб. «Илья Сац», с. 31 – 32).

78 … против безобразовских лесных концессий… — группировка крупных деятелей под руководством статс-секретаря А. М. Безобразова и других ставила целью создание акционерного общества для разработки природных богатств Кореи и Маньчжурии.

79 См.: О. К. «Кривое зеркало». — «Театр и искусство», 1910, № 40, с. 732.

80 Фриних (ок. 540 – ок. 470 г. до н. э.) — древнегреческий драматург. Трагедия «Взятие Милета» — 494 г. до н. э. — о разорении персами крупного греческого города в Малой Азии.

81 См.: Козьма Прутков. Собр. соч. Academia, 1933. Примечания, с. 619 – 623.

82 См.: Достоевский Ф. М. Записки из подполья. — Собр. соч. В 10 т. Т. 4. М., Гослитиздат, 1956, с. 161, 155.

83 Фреголи Леопольде (1867 – 1936) — популярный актер, трансформатор, гастролировал во многих странах.

84 Пшибышевский Станислав (1868 – 1927) — польский писатель, символист.

85 Геббель (Hebbel) Кристиан Фридрих (1813 – 1863) — немецкий драматург и теоретик драмы, для которого характерно пессимистическое восприятие действительности.

86 Вольфрам фон Эшенбах (ок. 1170 – ок. 1220) — немецкий поэт. Автор стихотворного рыцарского романа «Парсифаль» (одноименная опера Р. Вагнера).

87 См.: Евреинов Н. «Представление Любви». Монодрама в 3-х действиях. Спб., 1916, с. 61.

88 Овсянико-Куликовский Д. Н. Собр. соч. Т. 4. А. С. Пушкин. М.-Пг., 1924, с. 51 – 52. В рукописи Евреинов цитирует Овсянико-Куликовского по кн.: Лапшин И. Проблема чужого «я» в новейшей философии. Спб., 1910, с. 128.

89 В предисловии к кн. «Я и Оно» Фрейд пишет: «Настоящее исследование продолжает ход мыслей, впервые высказанных мною в книге “Yenseits des Lustprinzips” (1920). “Я и Оно” ближе к психоанализу» (с. 5). Указанная книга «По ту сторону принципа удовольствия» на русском языке впервые издана в 1992 г.

90 «Кабинет доктора Калигари» — фильм режиссера Р. Вине (Германия, 1919), один из лучших фильмов немого кино.

91 См.: Аллардайс Никол. Британская драма. Очерки истории от начала до наших дней. (На англ. яз.), 1925, с. 401 – 403.

92 См.: Иванов Г. Петербургские зимы. — В кн.: Георгий Иванов. М., 1989, с. 391.

93 См.: Петр Ю. (Южный П.) «Кривое зеркало». — «Театр и искусство», 1912, № 48, с. 936.

94 См.: Сологуб Ф. Театр одной воли. — В сб.: Театр. Книга о новом театре. Спб., 1908, с. 184 – 185, 187.

95 Мгебров Александр Авельевич (1884 – 1966) — актер и режиссер. Работал с Евреиновым в Драматическом театре В. Ф. Комиссаржевской, в «Старинном театре». См. кн.: «Жизнь в театре». Academia,т. I, 1929, с. 273 – 274.

96 … антрепризе «наследников» Тумпакова. — См.  12.

97 … продолжать спектакли гоголевского «Ревизора» в прежней постановке МХТ оказалось для него невозможным… — Последний спектакль «Ревизора» (постановка 1908 г.) состоялся 13 февраля 1911 г., то есть почти за два года до премьеры «Ревизора» в «Кривом зеркале». Новая постановка «Ревизора» с М. А. Чеховым в роли Хлестакова состоялась в 1921 г.

98 Приятельские отношения со Станиславским — автором несколько преувеличены. В летописи «Жизнь и творчество К. С. Станиславского» (составитель И. Виноградская) есть сообщение о приглашении Станиславского на чтение Евреиновым своего реферата «Введение в монодраму» (декабрь 1908). Но сведений о присутствии Станиславского на этом вечере нет. Упоминается также, что на собрании представителей театра и литературы в Спб. 8 мая 1910 г. «в споре с Евреиновым Станиславский говорил о своей ненависти ко всему, что принято называть театральным и сценичным, к традиционной шаблонной актерской игре, которая убивает живую природу актера» (см. указ. соч. М., 1971, т. 2, с. 151, 241).

99 См.: «Театр как таковой». Спб., 1912; 2-е изд. — М., 1923.

100 Как свидетельствует составленная Т. М. Ельницкой репертуарная сводка императорских театров, «Ревизор» отсутствовал в репертуаре Александринского театра в течение 1911 г.: начиная с 22 января 1912 г. спектакль шел регулярно (см.: История русского театра. М., «Искусство», 1987, с. 489).

 

ПРИМЕЧАНИЯ

1* Маковский С. На Парнасе «Серебряного века». Мюнхен, ЦОПЭ, 1962, с. 339.

2* Рудницкий К. Л. Отзыв о рукописи Н. Н. Евреинова «В школе остроумия». Воспоминания о театре «Кривое зеркало». 1980, с. 1. Архив автора.

3* Евреиновъ. Театръ для себя. Часть 1. Издание Н. И. Бутковской. ПТГ, Офицерская, 60, стр. 207.

4* Евреинов Н. Самое главное. Ревель, «Библиофил», 1921, с. 45 – 46.

5* Там же, с. 44.

6* Там же, с. 92.

7* Каменский В. Книга о Евреинове. Пг., «Современное искусство», 1917. Примеч. к с. 15.

8* Евреинов Н. Н. Театральные новации. «Третья стража». Пг., 1922, с. 99.

9* Маковский С. На Парнасе «Серебряного века», с. 337.

10* Лесь Курбас. Статьи, воспоминания. М., «Искусство», 1987, с. 339.

11* Н. Н. Евреинов. Театральные новации. Петроград. «Третья стража». 1922, с. 3.

12* См.: История Советского театра. Т. 1, 1933, с. 347.

13* «История русского театра» (франц.).

14* живые знания (франц.).

15* Вот они наконец твои степи, маленькая дикарка!!! (франц.).

16* советник по искусству (лат.).

17* Кугель А. Р. Листья с дерева. Л., «Время», 1926, с. 191.

18* по обязанности; по должности (лат.).

19* Кугель А. Р. Листья с дерева, с. 191 – 192.

20* Условная ложь (нем.).

21* Кугель А. Р. Листья с дерева, с. 194 – 195.

22* См. напр., книгу Сергея Волконского «Отклики театра» 1914 г., книгу проф. Б. В. Казанского «Метод театра» и др. (Примеч. авт.).

23* См. «Историю русского театра» В. Всеволодского-Гернгросса, т. 2-й, с. 221. (Примеч. авт.)

24* «Малое искусство» (нем.).

25* Кугель А. Р. Листья с дерева, с. 195 – 196.

26* «Большое искусство» (нем.).

27* Мутер Р. История живописи от средних веков до наших дней, т. 3. М., 1901, с. 301.

28* Там же, с. 303.

29* страшно сказать (лат.).

30* См.: Кугель А. Р. Профили театра. М., Теакинопечать, 1929, с. 101, 102.

31* Кугель А. Р. Профили театра, с. 90.

32* Кугель А. Р. Листья с дерева, с. 196 – 197.

33* Кугель А. Р. Листья с дерева, с. 196.

34* Волков Н. Мейерхольд, Т. II. М.-Л., 1929, Academia, с. 37.

35* Замечание в скобках мое. — Н. Е.

36* Кугель А. Р. Листья с дерева, с. 197.

37* Кугель А. Р. Листья с дерева, с. 197.

38* Андерсен Г. Х. Снежная королева. Перевод под ред. П. Доброславина. Изд. Ф. А. Иогансона, 1911, с. 107 – 108. (Примеч. авт.).

39* Кугель А. Р. Листья с дерева, с. 198.

40* Кугель А. Р. Листья с дерева, с. 90.

41* См. его книгу «О театре». Пб., «Просвещение», 1913, с. 28 – 29. (Примеч. авт.)

42* См. книгу: Вс. Мейерхольд. О театре, с. 115.

43* Долой тиранию! (франц.).

44* Дословно: чаще поворачивай стиль, т. е. исправляй написанное (лат.).

45* «Театральная Москва», 1931, с. 368.

46* Созданиях, творениях (франц.).

47* Стасов В. В. Училище правоведения в 1835 – 1843 гг. Воспоминания. — «Русская старина», 1881, март, с. 577 – 579.

48* «Студия на Елисейских полях» (франц.).

49* Гнедич П. П. Книга жизни. Л., «Прибой», 1929, с. 245 – 246.

50* Я беру мою собственность всюду, где я ее нахожу (франц.).

51* Л. Толстой еще в детстве стяжал успех своей пародией на итальянскую оперу, которая была разыграна у Берсов, под его собственный аккомпанемент. См.: Лапшин И. И. Комическое в произведениях Л. Н. Толстого. — В кн.: Записки Русского научного ин-та. Белград, 1934. Вып. 2, с. 73. (Примеч. авт.)

52* О посещении этой репетиции Л. Толстым я знаю лично от пианистки Евг. Як. Гиршфельдт, участвовавшей в 90-х годах прошлого века в консерваторском хоре. (Примеч. авт.)

53* См.: Толстой Л. Н. Произведения самых последних лет. М., 1898, с. 17 – 23.

54* Нечто подобное имело место в петербургской музыкальной жизни 1872 г., когда директор императорских театров Гедеонов, задумавший оперу-балет «Младу», пригласил для ее музыкального оформления композиторов Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова и Цезаря Кюи, то есть чуть не всю «Могучую кучку». Рассказывали, что, когда Бородин, не без лукавства, осведомился у «его превосходительства», что побудило «его превосходительство» обратиться с таковым приглашением к четырем композиторам сразу, Гедеонов вразумляюще ответил, что вчетвером можно в четыре раза скорее сочинить музыку, чем одному. Утверждают, что это факт, а не анекдот, чему я охотно верю после заказа музыки «Вампуки», ради скорости, сразу двум композиторам. (Примеч. авт.)

55* Дословно: Бог из машины (лат.). Драматургический прием, применявшийся в античной трагедии.

56* Кугель А. Р. Листья с дерева, с. 205 – 206.

57* «Театральная Москва», 1931, с. 77.

58* «Театральная Москва», 1931, с. 74 – 75.

59* См.: Всеволодский-Гернгросс В. Т. 2, с. 159.

60* Смешным (франц.).

61* До крайних пределов (лат.).

62* Кугель А. Р. Листья с дерева, с. 200.

63* Кугель А. Р. Листья с дерева, с. 205.

64* Кугель А. Р. Листья с дерева, с. 194.

65* «Черный и белый» (англ.).

66* «Платон мне друг, но истина дороже» (лат.).

67* См.: Доктор Дапертутто. (Из театральных воспоминаний). — «Последние новости», Париж, 1930, июнь.

68* Скандальный успех (франц.).

69* «Старая голубятня» у Жака Копо (франц.).

70* «Проделки Скапена» (франц.).

71* Древний человек (лат.).

72* См.: Волков Н. Мейерхольд, т. 2, с. 145.

73* «На арене старого цирка». Госиздат, 1936, с. 369.

74* Прошу прощения у артистов, чьи имена и отчества я с годами забыл, от чего, однако, их образы ни на йоту не померкли в моей памяти. (Примеч. авт.).

75* Есть мера вещей (лат.).

76* Кугель А. Р. Листья с дерева, с. 204.

77* Кугель А. Р. Листья с дерева, с. 32 – 34.

78* Кугель А. Р. Листья с дерева, с. 39.

79* Там же, с. 34 – 35.

80* Зависть между людьми одной профессии (франц.).

81* Враки! Кугель писал пьесы, и притом весьма посредственные (чтоб не сказать никуда не годные), для «Кривого зеркала», а потом для Народного дома. (Примеч. авт.)

82* См.: Кугель А. Р. Листья с дерева, с. 68, 69, 71, 73, 74, 75 – 76.

83* Волков Н. Т. I, с. 228.

84* Станиславский К. С. Моя жизнь в искусстве. Л., «Academia», 1928, с. 138.

85* См.: Крыжицкий Г. К. Режиссерские портреты. М.-Л., Теакинопечать, 1928, с. 45 – 46.

86* Там же, с. 38.

87* Кугель А. Р. Профили театра, с. 76.

88* См. там же, с. 101, 102.

89* По обязанности, по должности (лат.).

90* «Грядущий лицедей» в книге «Pro scena sua», изд. «Прометей», 1915 г. (Примеч. авт.).

91* «Более роялист, чем сам король» (франц.).

92* Изд-во Всероссийского Пролеткульта, 1922, с. 101 – 103.

93* Цит. по кн.: Актеры и режиссеры. Под ред. В. Лидина. М., 1928, с. 302, 307.

94* «Разделяй и властвуй» (лат.).

95* Кугель А. Р. Листья с дерева, с. 203.

96* Пришел, увидел, победил (лат.).

97* Дословно: скрипка Энгра. Смысл: увлечение (франц.).

98* Истина в вине (лат.).

99* Из записной книжки Ильи Саца. — «Маски», М., 1912, № 28, с. 20.

100* См. мою статью «Сатирическая доминанта в творчестве Ильи Саца» в журнале «Жизнь искусства» за 1922 г., № 35, 36 и 37, а также в сборнике «Илья Сац», Гос. изд., 1923 г. (Примеч. авт.).

101* Письма о театре Л. Н. Андреева в альманахе «Шиповник», книга 22, с. 280.

102* Упущенное призвание (франц.).

103* До крайних пределов (лат.).

104* Насилие разрешается отражать силой (лат.).

105* Скандальный успех (франц.).

106* Зависть из-за соперничества в мастерстве (франц.).

107* См. мою книгу: «Pro scena sua», «Прометей», 1915. (Примеч. авт.).

108* См., в частности, примечания П. Н. Беркова в Полн. собр. соч. Козьмы Пруткова, 1933. (Примеч. авт.).

109* Ты сумасшедший, мой дорогой (франц.).

110* Я еще в 1913 году поделился этим проектом с читателями моей книги «Театр, как таковой».(Примеч. авт.)

111* Шевырев. Теория поэзии в историческом развитии. М., 1836.

112* Известный поэт и литературный критик, бывший сподвижник Валерия Брюсова, Андрея Белого и других сотрудников журнала «Весы». (Примеч. авт.).

113* См.: «Новое время», 1884, 30 марта.

114* Своего рода (лат.).

115* Реферат «Введение в монодраму» был впервые прочитан мною в Москве, в Литературно-художественном кружке, 16 декабря 1908 года, а затем в Петербурге, в Театральном клубе, 21 февраля и в Драматическом театре В. Ф. Комиссаржевской 4 марта 1909 года. В сжатом виде впервые появился в печати в «Театре и искусство» (март – апрель 1909 г.), а затем полностью в изд. Бутковской. (Примеч. авт.).

116* Станиславский К. С. Моя жизнь в искусстве. Л., «Academia», 1928, с. 587.

117* Там же.

118* Казанский Б. В. Метод театра (Анализ системы Н. Н. Евреинова). Л., «Academia», 1925, с. 131, 137, 138.

119* «Представление любви», с. 61.

120* Зноско-Боровский Евг. Театр XX века. Прага, «Пламя», 1925, с. 331.

121* Цит. по: Лапшин И. Проблема чужого «я» в новейшей философии. СПб., 1910, с. 128. (Примеч. авт.)

122* Есть мера в вещах, т. е. всему есть мера (лат.).

123* Переведенная на русский язык, впервые появилась в издательстве «Academia» в 1924 г. (Примеч. авт.).

124* «Его нужно рассматривать и практически и теоретически как предтечу экспрессионизма в русской драме» (нем.).

125* «Венский ренессансный театр» (нем.).

126* «Кулисы души» (нем.).

127* «Новая свободная пресса» (нем.).

128* «Театр души» (англ.).

129* «Малый театр» (англ.).

130* «Алхамбра театр», «Шефтсбери тиэтр» и «Театр Савой» (англ.).

131* Обо всем этом изложено в предисловии к лондонскому изданию пьесы. (Примеч. авт.)

132* «Британская драма. Очерк истории от начала до наших дней» (англ.).

133* «Прообраз искусства ближайшего будущего» (англ.).

134* Там же, с. 401 – 403.

135* «Современные одноактные пьесы 9 стран» (англ.).

136* Иванов Георгий. Петербургские зимы. Париж, 1928, с. 169.

137* Иванов Георгий. Петербургские зимы, с. 170.

138* Укажу хотя бы на изданную в 1592 году брошюру Грина «На грош мудрости, приобретенной миллионом раскаяний». (Примеч. авт.).

139* См. мою статью об этой постановке в моей книге Pro scena sua, «Прометей», 1915, с. 29 – 35.(Примеч. авт.).

140* См. № 7 и 8 названного журнала за 1922 год, а также мои статьи «О постановке Анфисы» и «Анатэмы» Л. Андреева в журнале «Аполлон» в № 2 и 3 за 1909 год. (Примеч. авт.).

141* «У человека нет естества, поскольку нет Бога, способного его сохранить» (франц.).

142* «За запертой дверью».

143* Сила прежде права (франц.).

144* Бесплатное приложение к «Ниве». СПб., 1913 г., т. VII, с. 35.

145* «Вперед, дети отечества…» (франц.) — начальные слова «Марсельезы».

146* Отдельные моменты моей постановки читатель может представить себе, просмотрев оттиск «Прекрасных сабинянок» в издании «Шиповника» (изд. З. Гржебина, СПб., 1912), где в точном соответствии с моими «мизансценами» и макетами М. Н. Яковлева, худ. Реми запечатлел в красках визуальную сторону этой постановки. (Примеч. авт.).

147* Цит. по: Кугель А. Р. Листья с дерева, с. 90.

148* Израильский союз (франц.).

149* Кугель А. Р. Листья дерева, с. 45 – 46.

150* Особенности дома (франц.).

151* Кугель А. Р. Листья с дерева, с. 46.

152* Дословно: «Один вместо другого», то есть смешение понятий, путаница, недоразумение (лат.).

153* Кугель А. Р. Листья с дерева, с. 47.

Print Friendly

Коментарии (0)

› Комментов пока нет.

Добавить комментарий

Pingbacks (0)

› No pingbacks yet.