Князев Александр. Основы тележурналистики и телерепортажа. (Продолжение I).

Глава 5

РЕЧЬ. ЭЛЕМЕНТЫ АКТЕРСКОГО МАСТЕРСТВА

 

Увлечение разговорной, а порой и жаргонной, лексикой – болевой синдром телевидения и радио последних лет.

Другим серьезным изъяном речи в эфире является языковая небрежность. Среди прочих – чрезмерная раскованность, стремление к эпатажности, увлечение иноязычной лексикой. Это – лишь краткий перечень негативных тенденций современного русскоязычного ТВ.

Бывший руководитель Дирекции информационных программ РТР Александр Нехорошев однажды отметил: «Самая серьезная трагедия, которую сейчас переживают телевидение и радио – это забвение русского языка. Мы самокритично обливаем себя помоями на ежедневных летучках, когда у нас случаются проколы. Я бы хотел, чтобы победа в области великого русского языка была бы окончательной и бесповоротной. Для меня это гораздо более важно, чем внешний вид ведущего».

Речевые ошибки для многих программ и телеканалов стали почти нормой, причем их совершают не только участники передач, которым это в некоторой степени простительно, но и сами журналисты – это уже профессиональный брак. Брак непреодолимый есть профессиональная непригодность.

ОСОБЕННОСТИ СКЛОНЕНИЯ ИМЕН ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ

В составном количественном числительном изменяется каждое слово.

Пример склонения количественного числительного 3892 человека.

Имен. – Три тысячи восемьсот девяносто два человека.

Родит. – Три тысячи восьмисот девяноста двух человек.

Дат. – Трем тысячам восьмистам девяноста двум людям.

Вин. – Три тысячи восемьсот девяносто два человека.

Твор. – Тремя тысячами восьмьюстами девяноста двумя людьми.

Предл. – (о) Трех тысячах восьмистах девяноста двух людях.

При склонении дробных числительных изменяются обе части.

Имен. – Три пятых.

Родит. – Трех пятых.

Дат. – Трем пятым.

Винит. – Три пятых.

Твор. – Тремя пятыми.

Предл. – (о) Трех пятых.

При смешанном числе (целое и дробь) существительным управляет дробь, а не целое число.

При употреблении слов «с половиной», с «четвертью», «с третью», существительным управляет целое число.

«Десять и пять десятых процента» (существительное «процент» употребляется в единственном числе).

«Десять с половиной процентов» (существительное ставится во множественном числе).

Особенности в склонении имеют слова «полтора», «полторы», «полтораста», относящиеся к дробным числительным.

При склонении они имеют формы только двух падежей.

Имен. – Полтора метра, полторы тонны.

Родит. – Полутора метров, полутора тонн.

Дат. – Полутора метрам, полутора тоннам.

Винит. – Полтора метра, полторы тонны.

Твор. – Полутора метрами, полутора тоннами.

Предл. – (о) Полутора метрах, (о) полутора тоннах.

Собирательные числительные употребляются: – с существительными мужского и общего рода, называющими лиц;

−        с существительными мужского рода на «а» сочетаются только собирательные числительные;

−        с существительными «дети», «ребята», «люди» и с существительным «лицо» (в значении «человек»);

−        с существительными имеющими форму только множественного числа;

−        с личными местоимениями;

−        с названиями детенышей животных;

−        в качестве числительных, перешедших в разряд существительных;

−        с существительными, называющими парные предметы;

−        с существительными, относящимися к официально-деловой лексике.

Собирательные числительные в косвенных падежах имеют окончания полных прилагательных множественного числа. В косвенных падежах при неодушевленных существительных собирательные числительные обычно заменяются на количественные.

В сочетании с одушевленными существительными собирательные числительные употребляются как в именительном, так и в косвенных падежах.

Неопределенно-количественные слова (сколько, столько, несколько, мало, много и т.п.) сочетаются с существительными как обычные количественные числительные, а склоняются по типу собирательных числительных.

В сочетании с предлогом «по» неопределенно-количественные слова употребляются в двух падежных формах.

Отдельными правилами определяются правописание сложных слов, в состав которых входят числительные, а также особенности согласования сказуемого с подлежащим, в состав которого входит числительное.

Порядковые числительные обозначают порядок предметов при счете и согласуются с существительными в формах рода, числа и падежа и имеют падежные окончания прилагательных.

Это происходит путем прибавления к полной основе количественного числительного окончания полного прилагательного («шесть» – «шестой»), у сложных числительных (от 50 до 80 и от 200 до 900) изменяется и первая часть основы (например, «триста» – «трехсотый» и т.п.).

Составные числительные при образовании порядковых преобразуют только последнюю часть («двадцать пять» – «двадцать пятый»).

В числительном «сороковой» и «тысячный» выделяются словообразующие суффиксы прилагательных«ов» и «н».

Порядковые числительные, оканчивающиеся на «тысячный», «миллионный», «миллиардный», пишутся слитно.

Числительные «девяносто» и «сто» сохраняют свою начальную форму.

При наличии сочетания «с половиной», за которым следуют «тысячный», «миллионный», «миллиардный», получается сочетание типа «Семи с половиной тысячный».

ÜÜÜ

Кроме употребления числительных, среди ошибок этой группы нередко встречается неправильное склонение существительных, обозначающих названия многих национальностей.

Правильно не «много Грузинов», а «много грузин»; не «мало осетинов», а мало «мало осетин» и др.

3.      Синтаксико-стилистические. Ошибки этого типа возникают в результате нарушения норм управления, согласования, а также неправильного соединения однородных членов предложения. Типичными являются ошибки, допускаемые при употреблении деепричастных оборотов. Весьма распространенной является ошибка такого рода. Существительное в родительном падеже употребляется с предлогами «согласно» и «благодаря». Имя существительное в сочетаниях с предлогами «согласно» и «благодаря» употребляется в дательном падеже.

Примеры часто употребляемых ошибочных словосочетаний:

«Утверждает о том…» – Правильно сказать: «Утверждает, что…»

«Привели в ситуацию» – Правильно сказать: «Привели к ситуации…»

Неправильно: «Слушая оратора, возникает мысль…» Правильно: «Когда я слушаю оратора, у меня возникает мысль…»

Неправильно: «Согласно договора». Правильно: «Согласно договору».

Ненормативным является широкораспространенное сочетание «представляет из себя». Правильно: «Представляет собой».

4.      Фоностилистические. Это многочисленные нарушения норм ударения (см. ниже). Наиболее универсальным правилом для журналиста здесь может быть одно: не лениться заглянуть в словарь ударений даже в том случае, когда нет и тени сомнений.

ÜÜÜ

Еще одним замечанием, относящимся к сфере речевых норм, является употребление лишних слов.

Это такие слова как «порядка», «в районе», «где-то» и другие. Без них вполне можно обойтись, их употребление размывает смысловую нагрузку текста, лишает его четкости изложения.

Например, из предложения «Эта тема сейчас как бы не актуальная» остается неясным: актуальна тема, о которой идет или пойдет речь, или все-таки нет.

Если вы произносите непривычные, как правило, иноязычные, географические понятия или имена, которые встречаются очень редко или вообще еще не звучали в СМИ, смело прочитайте их из блокнота прямо в кадре. Это тем более относится к каким-либо цифровым данным. Правда, если вы ведете речь о том, что уже на слуху у зрителя, иноязычность названий и имен оправданием являться не будет.

Категорически неприемлемо обращение в кадре к блокноту в том случае, если произносимое вами состоит из оценок, прогнозов и т.д.

Зритель вправе задаться вопросом: как этот человек может давать оценки и делать прогнозы, если он с ситуацией-то знаком лишь по бумажке… Вообще же, самое главное – не переиграть. Главное, в чем необходимы тележурналисту драматические навыки, это, конечно, речь.

Журналист, работающий в кадре, делает это так, как К.С. Станиставский советовал актерам: «артист действует на сцене словом, с помощью интонаций (повышение и понижение), ударений и пауз (остановок)». Это действие напрямую связано с текстом, характер которого и определяет необходимость изменения интонаций, присутствия в речи ударений и пауз.

Важную роль играют здесь правильно примененные в тексте знаки препинания, поскольку, по тому же К.С. Станиславскому, «прямое назначение знаков препинания группировать слова фразы и указывать речевые остановки или паузы. Они различны не только по продолжительности, но и по характеру. Последний зависит от той интонации, которая сопровождает речевую остановку.

Иначе говоря, каждый знак препинания требует соответствующей ему характерной для него интонации…»

«Случалось ли вам слышать простую речь, без особых голосовых повышений и понижений, без широкой тесситуры, без сложной фонетики, графики, которые так важны в области слога? Однако, несмотря на отсутствие всех этих элементов, простая речь нередко производит впечатление. В чем же ее секрет и сила? В ясности воспроизводимой мысли, в отчетливости и в точности выражений, в логичности, в последовательности, в хорошем построении фраз, в их группировке и конструкции всего рассказа».

Ударение – выразитель жизни в речи, пишет дальше К.С. Станиславский. «Ударение – элемент точности в речи».

Другим показателем точности речи являются паузы. А наилучшим показателем для их распределения являются знаки препинания – конечно, в том случае, когда они правильно расставлены в тексте.

Длительность пауз, обусловленных знаками препинания, зависит от важности, значительности, содержательности, сути и смысла фрагментов текста, разделяемых знаками препинания. Естественно, что длительность пауз, указателями которых являются знаки препинания, — величина относительная, не поддающаяся простому математическому учету.

Орфоэпическая норма утрачивает какие-то устаревшие черты, вырабатывая при этом новые.

Главная тенденция нового времени – демократизация, стремительное приближение радио- и телевизионной речи к живому разговорному языку.

Стремление к разговорности делает речь живой, образной, из речевого оборота изымаются штампы и стандарты. Однако, если это стремление не подкреплено серьезным знанием основ орфоэпии, возникает ситуация речевой вседозволенности.

Телевидение и радио начинают тиражировать речевые ошибки. Особенно свойственно это явление небольшим региональным студиям, где зачастую в эфире работают люди, не имеющие соответствующего образования, специальной подготовки. Доходит до того, что интервьюируемый участник программы говорит с соблюдением литературных норм, а корреспондент или ведущий о данных нормах и не слышал никогда. Хотя речевые ошибки могут быть простительны как раз участнику программы, как непрофессионалу, но никак не корреспонденту или ведущему.

В современном телевидении высок удельный вес неорганизованной речи – интервью, выступления экспертов, экспресс-опросы, прямые эфиры и т.д. Именно в качестве противовеса этой неорганизованной речи, журналист должен соблюдать норму как часть общей гармоничной картины явления, называемого живым русским языком.

НЕВЕРНО:

ВЕРНО:

Звонит

Звонит

Спала (от спать)

Спала

Начал

Начал

Договор

Договор

Знамение

Знамение

Духовник

Духовник

Каталог

Каталог

Жалюзи

Жалюзи

Красивее

Красивее

Обеспечение

Обеспечение

Углубить

Углубить

Ходатайствовать

Ходатайствовать

Украинский

Украинский

Эксперт

Эксперт

Простолюдин

Простолюдин

Однако, встречаются слова с традиционно измененными ударениями – «профессионализмы» – употребляемые в общении людей некоторых профессий:

у моряков:

компас – вместо компас

рапорт – вместо рапорт

боцмана – вместо боцманы

у горняков:

добыча – вместо добыча

у бухгалтеров:

квартал – вместо квартал

2.      С предлогами и союзами

Предлоги, иногда союзы и союзные слова, состоящие в основном из одного слова, частицы и отрицательная частица «не» обычно произносятся слитно со словами, перед которыми пишутся, и не несут ударения.

На полу

Со словами

Правда ли

Не понимает

Иногда предлог «перетягивает» на себя ударение со следующего за ним слова.

За голову

Без вести

Под руку

Проверить правильность постановки ударения в подобных случаях лучше всего с помощью словаря-справочника (см. список литературы).

3.      Произношение гласных звуков

В русском языке существует три положения, в которых находится гласный звук:

Гласный под ударением – произносится так, как пишется. Это долгий и сильный звук. В слове один.

Предударный гласный – произносится короче, менее активно, чем ударный. В слове один.

Безударный гласный – претерпевает ряд изменений, редуцируется.

Редукция – качественное (изменение звучания) и количественное (изменение долготы и силы) изменение безударного гласного.

Безударных гласных в слове может быть несколько и они могут располагаться как перед предударным, так и после ударного.

Безударные гласные И, Ы, У, Ю, Э изменяются только количественно, то есть становятся короче в зависимости от их положения по отношению к ударному слогу.

Безударные гласные А, О, Е, Я редуцируются, то есть изменяются и количественно, и качественно. В их произношении может присутствовать йотация (йота) – краткий звук аналогичный Й.

Звук

Под ударением

Предударный

Безударный

В начале слова

А

как долгий звук А

короткий звук А

как средний звук между А и Ы

короткий звук А

О

как долгий звук О

как короткий звук А

как средний звук между А и Ы

короткий звук А

Е

как долгий звук Е, йота + Э

как средний звук между Е и И

как звук И

как звук между Е и И с йотацией в начале, йота+Е/И

Я

долгий звук Я йота+А

как средний звук между Е и И

как звук И

как звук между Е и И с йотацией в начале, йота+Е/И

Гласные Е, Я, Ё, Ю в середине слова между двумя согласными частично теряют йотацию. Йотация в этих гласных обязательно присутствует в начале слова. Йотация сохраняется и в середине слова при сдвоенных гласных, когда мягкий гласный стоит на втором месте, а также после мягкого и твердого знаков.

В современном русском языке фактом является иканье, т.е. совпадение после мягких согласных всех гласных (кроме У) в звуке близком к И (Е/И). (В старомосковском произношении господствовалоэканье, совпадение предударных гласных в звуке Э).

Предударный звук А после Ч и Щ произносится как короткий звук Е/И. После Ш, Ж, Ц произносится как короткий звук А.

О других случаях редуцирования гласных звуков можно узнать в специальной литературе (см. список).

4.      Произношение согласных звуков

Согласные звуки Ш, Ж, Ц всегда произносятся твердо:

Ширина

железо

церковь

жеребенок

Исключение: в отдельных заимствованных словах и французских именах Ж произносится мягко:

Жюльен

Жюли

жюри

Согласные звуки Ч, Щ всегда звучат мягко:

Чудак

Чай

Щавель

щетка

Исключение:

Помощник – помошник

Всенощная – всеношная

В конце слова звонкие согласные Б, В, Г, Д, Ж, З произносятся как парные глухие – П, Ф, К, Т, Ш, С, т.е. оглушаются:

дуб – дуп

любовь – любофь

глаз – глас

след – слет

Исключение:

бог – бох

Закон ассимиляции (уподобления): Если в слове или на стыке двух слов встречаются два согласных звука – глухой и звонкий или звонкий и глухой, то первый уподобляется второму (оглушается или озвончается).

Резко – реско

подружка – подрушка

град падает – грат падает

женитьба – женидьба

к голове – г голове

с дерева – з дерева

отбрить – одбрить

отдать – оддать

Ассимиляция не происходит перед сонорными Л, Р, М, Н и перед В:

из леса (а не ис леса)

к воде (а не г воде)

Звук Г под действием закона ассимиляции в словах мягкий, легкий и в производных от них переходит в Х, а не в К:

мягкий – мяхкий

легкий – лехкий

Сочетания согасных СШ, ЗШ в словах и на стыке слов произносятся как долгий (двойной) звук Ш (ШШ):

бесшумный – бе[шш]умный

из шубы – и[шш]убы

происшествие – прои[шш]ествие

Сочетания согласных СЖ, ЗЖ на стыке двух слов, а также приставки и корня, предлога и слова, произносятся твердо, как долгий (двойной) звук Ж (ЖЖ):

с женой – [жж]еной

изжога – и[жж]ога

разжигать – ра[жж]игать

с жалостью – [жж]алостью

В корне слова встречается твердое звучание (ЖЖ) и мягкое, более свойственное литературному произношению (Ж’Ж’):

дрожжи – дрожжы

вожжи – вожжы

брюзжать – брюжжать

жжет – жжот

Сочетания согласных СЧ, ЗЧ в корне слова и на стыке корня и суффикса произносятся как долгий Щ:

счастье – щастье

извозчик – извощик

исчезнуть – ищезнуть

считать – щитать

перевозчик – перевощик

Примечание: на границе предлога и слова или приставки и корня – как ЩЧ:

ни с чем – ни[щч]ем

из чайника – и[щч]айника

Сочетания СЩ, ЗЩ в словах и на стыке слов произносятся как двойной мягкий Ш (ШьШь) или двойнойЩ (ЩЩ):

из щуки – и[щщ]уки

расщедриться – ра[щщ]едриться

Сочетание согласных ЖЧ произносится как Щ:

мужчина – му[щщ]ина

перебежчик – перебе[щщ]ик

Сочетание ТЩ в начале слова произносится как ЧЩ:

тщательно – [чщ]ательно

тщеславный – [чщ]еславный

Сочетания ТЧ, ДЧ в словах и на стыке слов произносятся как двойной зву Ч (ЧЧ):

летчик – ле[чч]ик

автоматчик – автома[чч]ик

матч – ма[чч]

Сочетания ТЦ, ДЦ произносятся как долгий, двойной Ц (ЦЦ):

двадцать – два[цц]ать

от отца – от о[цц]а

подцепить – по[цц]епить

Сочетания ТС, ДС произносятся как Ц:

детство – дет[ц]тво

приветствие – привет[ц]твие

заводской – завод[ц]кой

Глагольные окончания -ТСЯ, ТЬСЯ произносятся как ЦЦА:

боятся – боя[цц]а

приближаться – приближа[цц]а

заниматься – занима[цц]а

Сочетание ЧТ произносится так, как пишется.

Исключение: слово что и производные от него слова произносятся через Ш:

что – [ш]то

чтобы – [ш]тобы

кое-что – кое-[ш]то

Сочетание ЧН произносится, как правило, в соответствии с написанием.

Исключение: в некоторых словах – как ШН:

конечно – коне[ш]но

скучно – ску[ш]но

скворечник – скворе[ш]ник

нарочно – наро[ш]но

яичница – яи[ш]ница

также и в некоторых женских отчествах:

Ильинична – Ильини[ш]на

Кузьминична – Кузьмини[ш]на и др.

В современной русской речи допускается произношение некоторых слов как с ЧН, так и с ШН:

булочная – булошная

лавочник – лавошник

подсвечник – подсвешник

прачечная – прачешная

порядочный – порядошный

стрелочник – стрелошник

сливочный – сливошный

Произнесение через ШН характерно для старомосковского произношения, в современном языке проявляется тенденция к уменьшению числа слов с ЧН, употребляемых с ШН.

Двойные согласные в большинстве русских слов и на стыке слов произносятся как долгий удвоенный звук.

Выпадение одного из согласных в речи (особенно на стыковке слов) может повлечь искажение смысла:

вводить – водить

вволю – волю

от топота – от опыта

поддать – подать

в ванне – Ване

нас столько – настолько

их хор – их ор

вас спасти – вас пасти

поддержанный – подержанный

Примечание: в некоторых русских и во многих иноязычных словах двойной согласный только пишется, но не произносится:

гривенник – гривенник

миллионер – миллионер

Суббота – суббота

теннис – тенис и др.

В сочетании СТН выпадает звук Т:

лестница – лесница

грустный – грусный

местный – месный

возрастной – возрасной

областной – обласной

В сочетании ЗДН выпадает звук Д:

праздник – празник

поздно – позно

уездный – уезный

наездник – наезник

Примечание: возможен вариант с Д в словах:

Бездна

звездный.

В театральной речи Д опускается. Оба варианта правомочны. В сочетании СТЛ в ряде слов выпадает Т:

счастливый – щасливый

хвастливый – хвасливый

завистливый – зависливый

В сочетании НТСК, НДСК в некоторых словах выпадает Т или Д:

гигантский – гиганский

голландский – голанский

шотландский – шотланский

Слова здравствуйте, сердце, солнце имеют свои правила произношения:

здравствуйте – здраствуйте – выпадает В

сердце – серце – выпадает Д

солнце – сонце – выпадает Л.

С другими правилами произношения можно познакомиться в специальной справочной литературе.

После отработки четкости произнесения каждого звука в сочетании с естественным мягким и свободным дыханием, можно начинать работать над голосом и дикцией.

Происходит быстрое размыкание задней спинки языка и мягкого неба. Выдох короткий, сильный.

Г

Кончик языка упирается в нижние альвеолы, спинка языка сильно выгнута и касается границы твердого и мягкого неба. Смыкание задней спинки языка с мягким небом при образовании согласного Гпроисходит ниже, чем при создании согласного К.

М

Плотно сомкнутые губы размыкаются. Как бы «мычание» с сомкнутыми губами, которые расходятся при помощи слабой воздушной струи. Необходимо направлять звук не в нос, а в губы, иначе возникнет эффект гнусавости.

Н

Кончик языка прижат к передним верхним зубам. Зубы и губы слегка приоткрыты. Воздух направлен не в нос, а на кончик языка.

Л Кончик языка у шеек верхних резцов. При твердом Л кончик языка не напряжен, корневая часть языка поднята. При мягком ЛЬ кончик языка напряжен, корневая часть опущена. Сильная струя воздуха попадает на верхнюю часть языка и прижимает ее к верхним зубам. Звук образуется сначала без отрыва языка, затем язык отрывается.

В и Ф

Верхняя губа приподнята, нижняя слегка подтянута к верхним резцам, верхние зубы обнажены. При произнесении согласной Ф струя воздуха выталкивается в отверстие между нижней губой верхними зубами, попадая в верхнюю губу и в нос. При звуке В нижняя губа слегка прижимается к верхним зубам. Выдыхаемый воздух как бы просачивается между нижней губой и верхними зубами, образуя звук, напоминающий дребезжание натянутой виолончельной струны. Струя воздуха не очень сильная.

Р

Если согласный твердый – кончик языка поднят и вибрирует у альвеол, если мягкий – вибрация происходит у шеек верхних резцов.

Ч Передняя часть языка прижата к альвеолам, быстрый и сильный выдох «выбрасывает» звук вместе с воздушной струей сквозь мягко раскрытые губы. Звук короткий, без примеси гласного.

Ц

Кончик языка приподнят, сильный и короткий выдох направлен в щель между зубами на нижнюю губу и подбородок.

С

Губы раскрыты, расстояние между зубами примерно 1 мм, кончик языка приподнят, спинка языка слегка выгнута, посередине языка продольный желобок. Выдох очень сильный и протяжный, струя воздуха попадает на подбородок. Если звук С получается шепелявым или сюсюкающим, значит, либо язык появляется между зубами, либо опущен и упирается в нижние зубы, либо язык вялый. Если звук Сполучается немного свистящим, кончик языка следует немного опустить вниз.

Ш

Губы свободно раскрыты, зубы обнажены, язык свободен, приподнят к альвеолам. Воздух попадает на нижние зубы, которые при этом ощущают холод. Нельзя выдвигать нижнюю челюсть, нельзя опускать язык к нижним зубам (образуется шепелявость), нельзя направлять воздушную струю в верхнюю губу (звук будет приближаться к Ф).

Щ

Передняя часть языка артикулирует ближе к зубной части нёба. Зубы не зажимать. Выдох сильный.

З Положение рта – как при создании С. Выдох не очень активный. Кончик языка мелко вибрирует. Щель между зубами обязательна.

Ж

Небольшое расстояние между обнаженными зубами. Язык приподнят к альвеолам, но не соприкасается с нёбом и зубами. Колебания выдыхаемого воздуха ощущаются на языке.

Отрабатывать чистоту и четкость произношения согласных следует на сочетаниях из нескольких согласных и согласных с гласными (см. упражнения 5.).

ДИКЦИЯ

Четкая и ясная дикция – необходимое профессиональное качество диктора, комментатора, корреспондента.

Главная цель занятий дикцией – выработка четкой речи, правильного произношения гласных и согласных, исправление имеющихся недостатков, таких как небрежность в произношении отдельных звуков, вялость или торопливость в речи, склонность к скороговорке, нечеткое произношение начала и конца слов и т.д.

Совершенствование дикции достигается исключительно путем тренинга. (Таблицы дикционного тренинга необходимо найти в специальной литературе).

Неизведанный путь.

Неисповедимы пути.

Неизменные привычки.

3.        Прочитайте внимательно и правильно произнесите слова и сочетания слов:

Введение

ввинтить – винтить

Брусчатка

Бутсы

Безрасчетный

Отдергивать

Жужжание

Изжога

с женой

с Шаболовки

беспамятство

времяисчисление

бесчинство

азиатский

безжалостный

бесшабашный

высший

расшифровать

тридцать

отцвели

беспутство

без сбоя – без боя

вас сберечь – вас беречь

к галке – галке

к голове – голове

к городу – городу

як горбатый – я горбатый

вас свалить – вас валить

вас спасти – вас пасти

нам мылить – намылить

нам мерить – намерить

нам мазать – намазать

вас сдать – воздать

подделка – поделка

ссудить – судить

в форму – форму

расшит – Рашид

их хмель – их мель

подтёк – потёк

4.        Почитайте вслух скороговорки, пословицы:

Добыл бобыль бобов.

Попытка не пытка.

Речисто да не чисто.

Ткёт ткач ткани на платки Тане.

От топота копыт пыль по полю летит.

Инцидент с интендантом.

Константин констатировал.

Архип осип, Осип охрип.

Чешуя у щучки, щетинка у чушки.

Около кола колокола.

Слишком много ножек у сороконожек.

Цыпленок цапли цепко цепляется за цепь.

Кому чин, кому блин, а кому и клин.

Кому какое дело, что кума с кумом сидела.

Кто кого любит, тот того и голубит.

У святых отцов не найдешь концов.

Всяк хлопочет, добра себе хочет.

В чужой прудок не кидай неводок.

Речами тих, да сердцем лих.

Где щи – тут нас и ищи.

5.        Артикуляционные упражнения.

1.      П–Ч Т–Ч К–Ч Х–Ч Ф–Ч С–Ч Ш–Ч Ц–Ч Ч–Ч

Без участия голоса, только артикулируя согласные одну за другой, акцентируя шипящую Ч, как бы ставя после каждой запятую.

Произнести эти сочетания по одному разу, по два раза, по три раза.

Каждый согласный должен быть слышен отчетливо, без прибавления гласного и без примеси шумного выдоха.

Аналогичное упражнение выполнять и с согласной Ц (П–Ц, Т–Ц, К–Ц и т.д.)

2.      Присоединение согласных к гласным А – О – У – Э – Ы – И – таблица гласных.

Любой согласный последовательно присоединяем к каждому гласному: ПА, ПО, ПУ, ПЭ, ПЫ, ПИ.

Затем к слогу присоединяем один, а затем два одинаковых согласных: П – П – ПА, П – П – ПО, П – П – ПУ, П – П – ПЭ. И так далее.

Сильное акцентирование согласного П усиливает тонус диафрагмы, нарабатывает легкость движения губ.

Тренировка с сочетаниям согласного Б способствует выработке навыка энергичного размыкания губ: Б – Б – БА, Б – Б – БО, Б – Б – БУ. И так далее по порядку.

В односложные сочетания между гласным и согласным вставляем согласный Т. Упражнения способствуют укреплению мышц языка. ПТА, ПТО, ПТЭ, ПТУ, ПТЫ, ПТИ РТА, РТО, РТЭ, РТУ, РТЫ, РТИ ФТА, ФТО, ФТЭ, ФТУ, ФТЫ, ФТИ.

Присоединяем согласный Т к беззвучному слогу, составленного из сонорного согласного и гласных:

НА – Т, НО – Т, НУ – Т и т.д.

ЛА – Т, ЛО – Т, ЛУ – Т и т.д.

МА – Т, МЩ – Т, МУ – Т и т.д.

Эти упражнения предназначены для тренировки активной работы языка и нижней челюсти.

Все упражнения должны выполняться в различных темпах, с постепенным ускорением. Закрывать рот после каждого сочетания (в медленном темпе) и добирать воздух носом бесшумно.

В процессе занятий обязательно отдыхать, иначе может начаться головокружение.

Все артикуляционные упражнения способствуют снятию напряжения со связок, полетности и четкости произнесения согласных, тренируют силу и динамичность диафрагмы.

Упражнения необходимо дополнять работой над скороговорками, произнося их «на шепоте», не задевая связок, без звука, так же, как и все звукосочетания, акцентируя каждый согласный.

6.        Упражнения для голоса.

1).      Упражнение на «стон».

Расслабить мускулы лица, шеи, плеч, сомкнуть губы. Тихо издать стон на звук М. Звук должен быть еле слышимым, выходящим из глубины на низкой, но комфортной для вас высоте.

Можно представить, что болит голова или горло. Звук короткий. По мере тренировок, звук удлиняется, но обязательно должен быть чистым и глубоким, как и короткий, без напряжения и хрипа.

Следующий этап этого упражнения – «звуковая волна». Представьте, будто вы укачиваете ребенка. Рот сомкнут, звук не прерывается, а как бы течет волной, приподнимаясь на гребне.

2).      Произносим всю таблицу гласных по принципу предыдущего упражнения, на «стоне», изменяя гласные.

Гласные не петь. Язык упирается в верхние зубы. Звук напоминает далекий гул колокола. Рука, лежащая на верхней части груди, ощущает вибрацию, отражение звука в грудном резонаторе.

ДЖУНЬ – ДЗУНЬ, ДЖЫНЬ – ДЗЫНЬ, ДЖОНЬ – ДЗОНЬ, ДЖЭНЬ – ДЗЭНЬ.

3).      На «стоне» произносится вся таблица гласных.

Звуки сначала короткие, затем удлиненные, следить, чтобы не было примеси согласного Х.

У – Ы – И – О – Э – А.

4).      «Выбрасывание» звука, или «летящий» звук.

Это упражнение вырабатывает так называемую «полетность» голоса.

Во всех упражнениях на «стон» звучание поддерживается диафрагмой и нижнебрюшными мышцами.

«Летящий» звук обеспечивается этими же мышцами.

Гласные произносятся в следующей последовательности:

А – О – У – Э – Ы – И.

5).      Соединение удлиненного звучания в грудном резонаторе с «летящим звуком» дает полное грудное звучание.

Обе предыдущие таблицы гласных произносятся с постепенным сближением грудного «стона» и «летящего» звука.

Print Friendly

Коментарии (0)

› Комментов пока нет.

Добавить комментарий

Pingbacks (0)

› No pingbacks yet.